Второй день конференции Сайт 2011 не мог не затронуть тему взаимодействия сайтов и социальных сетей. В рамках секции «Социальные сети на сайтах и сайты в социальных сетях» несколько экспертов области озвучили свою позицию касательно будущего обеих сторон.
Дмитрий Навоша, генеральный директор проекта СПОРТ СЕГОДНЯ, в ходе доклада «Опыт построения крупнейшего в Рунете сообщества спортивных болельщиков» на собственном примере рассказал, как же можно социализировать любой проект (в первую очередь это относится, конечно, к новостным изданиям). Идея проекта заключалась в том, чтобы читатели наряду с редакторами добавляли материалы на сайт.
Прежде всего, он перечислил страхи, с которыми редакция столкнулась в процессе социализации, и что в итоге получилось:
1. Размывание уровня контента (на деле же оказалось, что контента стало больше, а сам он – ярче)
2. «Опопсение» (в итоге: специализированных тем только увеличилось, равно как и их глубина)
3. Потеря уважения к журналистам (не произошло)
4. Никто не будет читать (наоборот, аудитория стала увеличиваться)
5. Рост расходов на модерацию (оказался минимальным)
6. «Диванная» журналистика (добавились мнения, репортажи, исследования)
7. Copy/Paste (на деле - 95% оригинальных текстов)
Не мог Дмитрий не озвучить и риски, которые несет в себе социализация:
· Потеря монополии на вещание, инакомыслие.
· Существенные затраты на коммуникации, разъяснения.
· Усложнение механизмов работы редакции.
· Уменьшение рабочего времени - становится больше интересного материала, который хочется прочитать.
Тем не менее, эти риски становятся оправданными, если подумать о преимуществах, которые дает проекту социализация:
· Легче понимать интересы аудитории.
· Появляется своеобразная «экспериментальная лаборатория».
· Кадровый резерв.
· Развитие собственных сотрудников.
Секцию продолжил Дмитрий Козлов, генеральный директор DEFA Interactiv, с докладом «Использование социальных сетей и корпоративных сайтов - вместе или вместо».
Итак, корпоративные сайты – это уже сложившийся продукт, наличие которого обусловлено самыми разными целями (например, там располагается информация для акционеров и партнеров, публикуются вакансии и корпоративные новости). При этом соцсети также наращивают популярность: к 2015 году в социалках будет около 90% пользователей.
Тем не менее, пока что компании не торопятся перемещаться в соцсети. На сегодняшний день 45% компаний B2B-сектора не ведут маркетинг в социалках.
Самыми распространенными для этого причинами являются следующие (по данным компании White Horse):
- нет персонала,
- нет навыков,
- считают неприемлемым,
- требуется доказательства ROI,
- нет бюджетов,
- негативные отзывы,
- предпочтение традиционных каналов.
Причем, если с первыми двумя факторами можно вполне успешно бороться, то с последними двумя справиться не так легко.
Тему продолжил Надир Хабдулин, Mail.ru Group, PR-менеджер проекта «Одноклассники», с докладом «Сайты и соц.сети: любовь была, а брака не случилось?».
По мнению г-на Хабдулина, коммерция – безусловный тренд 2011 для соцсетей. Помимо этого можно выделить следующие:
- таргетированная реклама и контекстные объявления,
- внутренняя валюта,
- спецпроекты и приложения,
- увеличение доли альтернативных посетителей и вариантов способов оплаты,
- мотивация пользователей к потреблению рекламы.
Каковы же барьеры, которые ограничивали сайты от использования возможностей соцсетей? Их несколько:
1) Нестабильная работа виджетов
2) Сложная API документация
3) Ограниченность получаемой информации при установке виджета.
Если же эти барьеры переступить, перед сайтами откроются вполне заманчивые перспективы сотрудничества с соцсетями:
- удобство пользователей,
- увеличение данных об аудитории,
- кастомизация сервиса под каждого пользователя,
- преодоление барьера приватности пользователей на сайте.
Логичное завершение секция получила в виде круглого стола, тема которого звучала достаточно интригующе: «Когда соцсети убьют сайты?». Итак, каково мнение экспертов на этот счет?
Надир Хабдулин, Mail.ru Group, проект «Одноклассники»:
«Противопоставлять понятия «сайт» и «соцсеть» неправильно. Нужно получать выгоду от обеих сторон. Одна из моделей, которая уже сейчас имеет право на существование – это приложения в соцсетях, с помощью которых сайты предоставляют удобные возможности для использования сервисов сайта».
Филипп Петренко, компания just5:
«Продукт интереснее смотреть в соцсетях. Там все фото – "жизненные" ».
Дмитрий Навоша, проект СПОРТ СЕГОДНЯ:
« Не понимаю, зачем выбирать. Нужно присутствовать везде».
Ольга Куликова, Articul Media:
«Пользовательскую аудиторию можно разделить на две группы. Первая группа – это , так называемые digital natives, пользователи в возрасте 15-40 лет, привыкшие пользоваться мобильниками и интернетом, для которых также важны рекомендации знакомых. Для них будет достаточно соцсетей. Для второй группы пользователей (от 40 лет) предпочтительней сайты».
Однако неожиданный итог беседе подвел Кирилл Готовцев, генеральный директор Маньяко:
«Очевидно, что и сайты и соцсети будут убиты технологией телепортации, ровно в тот момент, когда она выйдет в коммерческую эксплуатацию. И на это надо молиться».
Участники круглого стола не преминули воспользоваться его пожеланиями и "телепортировались" на фуршет.
Онлайн-трансляцию круглого стола можно посмотреть
Также смотрите Сайт-2011: «Веб-аналитика и работа с аудиторией на сайте».