Mail.Ru Group не устает повторять на каждой конференции, что у них есть свой поиск. На этот раз компания организовала в Москве первую пресс-конференцию, посвященную настоящему и будущему собственных поисковых технологий, разработанных Mail.ru.
Перед 30 журналистами выступили Владимир Габриелян, вице-президент и технический директор Mail.Ru Group и руководитель разработки Поиск@Mail.Ru Андрей Калинин.
Владимир отметил, что на сегодняшний день Поиск@Mail.Ru – самая быстрорастущая молодая поисковая система Рунета. Находясь на 3 месте в России, Украине и Беларуси, поисковик занимает 9,4% доли рынка Рунета. Владимир продемонстрировал улучшение качества поиска, по данным сервиса analyzethis (от компании «Ашманов и Партнеры). Ежемесячная аудитория Mail.Ru прирастает на 33 млн. в мире. За 2011 год количество пользователей поиска Mail.Ru увеличилось на 65% (у Яндекса на 18%, и на 35% у Google). (Не будем забывать, что сравнивать показатель прироста пользователей Mail.Ru с Яндексом и Google не совсем корректно, поскольку расти с меньшей аудиторией всегда проще, чем в разы увеличивать многомиллионную аудиторию).
При этом отметим, что поиск Mail.Ru на 60% состоит из поиска Google и на 40% из своего собственного. Что касается последнего, в феврале была запущенна бета-версия поиска
Владимир рассказал, как развивается система машинного обучения и искусственного интеллекта. В штате Mail.Ru Group работает 60 разработчиков поисковых технологий и 60 асессоров, улучшающих качество обучения поисковой машины.
В индексе Mail.Ru находится порядка 6-7 млрд. страниц. Старые ресурсы периодически выбрасываются из индекса, если сайт становится некачественным, спамным или просто закрывается, а в индекс добавляются новые. Переиндексация происходит на основе анализа частоты обновления каждого сайта. Так, к примеру, новостные ресурсы индексируются несколько раз в день.
Владимир заявил, что машинная версия поиска полностью будет готова и полноценно запущена уже к лету.
Отдельное внимание было уделено роли дистрибуции в продвижении поиска. Поскольку поиск должен быть не только качественным, но и находится всегда рядом с пользователем, поисковые системы большое внимание уделяют развитию дистрибутивных технологий.
Существует несколько популярных дистрибутивных направлений:
- Тулбары (Яндекс-бар, «Спутник@Mail.Ru», Google Toolbar).
- «Поиск по умолчанию» в настройках существующего у пользователя браузера (search box).
- «Брендированные» сборки популярных браузеров Firefox, Opera, Chrome.
- Предустановленные поиски в мобильных устройствах (iPhone с Google, Bada с Яндексом) составляют 90% запросов с мобильных устройств.
- Стартовые страницы.
Mail.Ru, также как Яндекс и Google, уделяет большое внимание развитию своих каналов дистрибуции. С 2011 года Mail.Ru распространяет собственный браузер «Интернет» на основе Chromium с поиском Mail.Ru по умолчанию и различными приложениями разработанными компанией. Мощное продвижение своего браузера благотворно отразилось на дистрибуции поиска Mail.Ru: количество переходов на поисковик в конце декабря 2011 года выросло с 30% до 50% (по сравнению с Яндексом, у которого доля дистрибуции в переходах начала падать с 55 до 50% за тот же период).
В качестве основных трендов в поиске, которые учитывает в своем развитии и Mail.Ru, Владимир выделил следующие:
- Выдача поисковиками прямых ответов на вопросы (без необходимости перехода пользователя из поисковика на сайт).
- Социализация поиска (поисковые подсказки поиска Mail.Ru умеют подстраиваться под пол и возраст пользователя, еще год назад были запущены «лайки» в выдаче).
- Регионализация (Mail.Ru научился привязывать сайты к регионам и работать с геозависимыми запросами).
- Рост числа факторов ранжирования (на сегодняшний день в технологии машинного обучения Mail.Ru несколько сотен факторов ранжирования. Планируется, что в ближайшее время их будет более тысячи).
- Мультиплатформенность: мобилизация, ТВ (выпущены приложения для голосового поиска под iOS и Android, который распознает несколько тысяч голосов в день. Готовится к выходу версии для Windows Phone7 и Bada. Разрабатываются интерфейсы для ТВ).
Говоря о планах компании, Владимир отметил, что создавать собственный Android и мобильные устройства они пока не собираются. А вот инструмент для вебмастеров, своего рода собственная «Яндекс.Метрика» непременно будет разработана, поскольку Mail.Ru хорошо относится к оптимизаторам.
Как видим, компания Mail.Ru активно взялась за развитие поиска и всё настойчивее начинает заявлять о своем поиске как о самостоятельном и конкурентоспособном. Сбор пресс-конференции в большей степени был посвящен разъяснению работы, которая ведется командой в этом направлении, чем презентации чего-то нового.
Вы можете ознакомиться с полной версией