1. Введение
Раскрутка (продвижение) блога - достаточно часто обсуждаемая тема в блогосфере. Придумано и описано много способов, споров и дискуссий по теме еще больше – ведь у каждого блогера свое мнение, и получается, что каждый по-своему прав – ведь для конкретного блога в итоге одни способы раскрутки хорошо работают, другие – менее эффективны. Единого рецепта не существует, однако есть определенный комплекс мер, который в той или иной степени помогает раскрутить собственный блог.
Мы разобьем один мастер-класс на несколько частей. В текущем мастер-классе пойдет речь о широко известных способах раскрутки блога, которые применимы на начальном этапе продвижения вашего дневника. В следующих частях поговорим о специфических приемах, отметим различные тонкости и мелочи, обратимся в частности к Google Analytics.
2. Определимся с терминологией
В первую очередь нам надо определиться с терминами, ведь каждый вкладывает в понятие «раскрутка» какое-то свое видение, сформировавшееся на основе личного опыта. Многие отождествляют раскрутку блогов с раскруткой сайтов, но это во многом разные вещи.
Итак, основные понятия для данного мастер-класса мы толкуем следующим образом:
1. Раскрутка блога – комплекс мер, направленных на увеличение посещаемости блога, в частности роста его постоянных подписчиков, и как следствие этого – повышение узнаваемости блога.
2. Первичная раскрутка блога – комплекс мер, цель которых – реклама/пиар нового блога наиболее активной интернет-аудитории в рамках тематики блога.
3. Вторичная раскрутка блога – комплекс мер по привлечению дополнительной аудитории на блог в основном за счет посетителей с поисковых систем, т.е. тех, которые пришли, почитали и ушли, не добавив ваш блог в закладки или rss-ридер.
Так как мы не сайт клиента продвигаем, а раскручиваем собственный блог, для нас наиболее важной является постоянная аудитория блога, фактически наше сообщество – пользователи, регулярно читающие наши посты и периодически их комментирующие. Как таковые, посетители с поисковых систем нам не очень важны, по крайней мере, на первом этапе продвижения.
Итак, переходим непосредственно к рекомендациям по первичной раскрутке блога.
3. Разрабатываем план действий
Разработать план действий до начала раскрутки блога необходимо для того, чтобы осуществить всю процедуру раскрутки четко и в точно распланированное время. Благодаря этому вам не придется писать «в стол», что нередко происходит, когда блог регулярно наполняется контентом, а притока посетителей при этом нет. Это плохо сказывается, прежде всего, на вашей мотивации, а она всегда должна быть высокой.
Четко следуя плану, вы сможете сосредоточиться на реализации конкретных действий, а не метаться между выполнением множества задач. Например, одно дело, когда вы через раз что-то комментируете в чужих блогах - и совсем другое - когда вы за короткий промежуток времени оставляете по несколько комментариев на десятках блогов. Во втором случае намного больше шансов быть увиденным и услышанным.
Прежде чем писать себе конкретный план действий, определимся с целями и задачами, которые посредством этого плана мы намерены воплощать в реальность.
Цель: Провести первичную раскрутку блога, как было сказано выше, для привлечения активной интернет-аудитории в рамках тематики блога.
Задачи: Воспользоваться некоторыми из перечисленных ниже способов для привлечения внимания со стороны активного сообщества. Об этих способах более подробно читаем в отдельных разделах мастер-класса.
4. Основные принципы первоначальной раскрутки блога
На первом этапе мы имеем практически пустой блог, содержащий в лучшем случае 5-7 постов. Смотрится это не очень привлекательно. Даже если и блог правильно оформлен, и есть всякие кнопочки, голосовалки, ссылки на самые популярные посты… Все равно блог не зацепит тех людей, которые читают материалы данной тематики нерегулярно, от случая к случаю. Им нужны отдельные посты, которые они обычно ищут через «поиск по блогам».
Поэтому на этапе первичной раскрутки блога в центре нашего внимания та публика, которая регулярно читает материалы и которой интересен наш ресурс, прежде всего, как блог, а не сайт со статьями, интересен также и сам автор. Они с удовольствием и вниманием будут наблюдать за развитием вашего дневника, комментировать посты и подсказывать при случае. Вот этих людей нам и нужно найти и привлечь на блог.
Все способы, которые мы будем использовать, должны реализовываться в соответствии с определенными принципами, иначе эффективность наших действий будет не очень высокой, и вы понапрасну потратите свое время. Посудите сами – кто из посещающих блоги про SEO , пройдет по ссылке на блог, посвященный Египетским пирамидам? Ну, если только те, кто собирается в скором времени в отпуск:)
Итого:
1. Заявляем о себе только целевой аудитории. Если блог о фотографии, то не пиаримся на сайтах, где обсуждают достоинства фотографий, сделанных мобильным телефоном. Это все-таки разные вещи.
2. Делаем ориентир на активных пользователей, т.е. в первую очередь на тех, кто сам является блогером и наблюдает за появлением новых ресурсов в своей тематике.
3. Важно, чтобы запомнили не только ваш блог, но и вас – как человека и как специалиста. Можно считать успехом, когда о тебе заговорят в духе: «А, это Дмитрий, это у которого блог про фотографию… Да-да…»
4. Очень важно также (как и в случае написания контента) – организация обратной связи. Смотрите статистику, но не просто так, ради удовлетворения своего любопытства, а для того, чтобы понять, как подействовал тот или иной способ раскрутки.
5. Способы раскрутки
Для начала перечислим все возможные способы, которые могут использоваться в принципе для раскрутки блога, а не только на первом этапе продвижения:
1. Комментирование постов других блогеров
1.1. Просто комментарии по теме поста (Прочитал чужой пост, написал ответ).
1.2. Пиарный комментарий со ссылкой на себя (вроде как и по теме поста сказал, но с добавлением: «А у меня вот тоже статья про подобное есть»).
2. Размещение ссылки в блогролле других блогов (можно просто предложить обменяться, а можно сначала самому поставить ссылку и ждать после взаимности).
3. Размещение прямой ссылки в постах (возможно и за деньги, но обычно это элемент везения).
4. Добавление блога
4.1. в каталоги блогов
4.2. в сервисы социальных закладок (в том числе, с использованием специальных кнопок голосования на своем блоге)
•
•
•
4.3. в новостные сайты
• news2.ru
•
•
5. Участие в форумах (используем возможность поставить ссылку на свой блог из подписи своего профиля).
6. Участие в конкурсах (обычно конкурсы проходят по схеме – «поставь ссылку на меня с комментарием «я участвую в этом конкурсе» и получишь две в ответ плюс к этому - приток посетителей»).
7. Написание статей на других сайтах (гостевой пост) (предлагаешь какому-нибудь известному блогеру разместить на своем блоге написанную тобою статью, а в качестве вознаграждения получаешь ссылку).
8. Раскрутка не через интернет (например, в региональных сетях, «на хабах»).
9. Участие в коммьюнити
• ЖЖ
• Ya.ru
• LiveInternet
10. Контакт через социалки (производишь поиск «по интересам», потом стучишься каждому с предложением подружиться – там, глядишь, и на твой блог перейдут)
• В Контакте
• Мой круг
11. Вирусная раскрутка (например, пишем у себя на блоге супер-пупер пост и кидаем в аську ссылку всем своим друзьям. Способ подойдет, если у вас много контактов в аське, а сам ваш блог – развлекательного характера).
12. Покупка контекстной рекламы (покупаем по 30 копеек за клик по тем ключевым словам, где низкая релевантность основной выдачи).
13. SEO – оптимизация для поисковых систем в прямом смысле этого слова – покупаем ссылки, продвигаемся по определенным запросам.
Перечислив все способы, перейдем к подробному описанию четырех из них, которые являются самыми универсальными и доступными, и положительно сказываются на раскрутке любого блога.
Самый верный способ раскрутиться, на мой взгляд, - это комментирование в чужих блогах. Лично я, модерируя свой блог в течение двух месяцев, не пропустил ни одного комментатора. Да и многие блогеры у себя в дневнике ведут рубрику: «Полезные ссылки», поэтому периодически отслеживают появление новых ресурсов.
С другой стороны, при комментировании чужих постов мы не только раскручиваем свой блог, но и сами развиваемся как специалисты – надо быть «в теме» и читать, о чем пишут другие.
В связи с этим несколько советов:
• Прежде всего, настройте себе rss-подписку. Для этих целей можно использовать Google Reader, Outlook 2007, Яндекс.Ленту, встроенные ридеры в Opera и Mozilla. Здесь, как говорится, на вкус и цвет…
• Не комментируйте старые посты, особенно в тех блогах, где не установлен плагин «Оповещать о новых комментариях по e-mail». Лучше сосредоточьте свои усилия на новых постах.
• Не стоит комментировать те посты, в которых и так уже много комментариев – не заметят.
• Конечно же, лучше оставлять свой комментарий первым – больше вероятность перехода по вашей ссылке.
• Если есть возможность, то включайте ссылку на свой блог прямо из комментария. Главное, чтобы не смотрелось как пиар. Я, например, пару раз удачно так комментировал – попадались посты, где автор упоминал различные блоги по фотографии, ну и я, конечно, тут как тут – «а у меня тоже есть блог…»
• Ну и не забываем про главный принцип – только целевая аудитория!
• А в общем-то, если есть, что сказать, особо не придумывая, а так, сходу – пишите! В любом случае, автор блога вами точно заинтересуется.
Итого получаем не совсем простой способ раскрутки: все-таки нужно разбираться в теме, чтобы написать нормальный комментарий плюс к этому правильно блоги выбрать. По времени если посчитать, то 2 комментария на 30 блогах, по 5 минут на каждый комментарий (сначала все-таки сам пост нужно прочитать!) отнимут у вас 5 часов – согласитесь, немало. Зато при правильной реализации – эффективность достаточно высока.
Сложность | Средняя |
Затраты времени | Высокие |
Эффективность | Высокая |
Все же не зря придумали такую штуку как блогролл. Фактически – это один из ключевых элементов социальных сетей. Вы рекомендуете посетителям своего ресурса другие блоги, которые, по вашему мнению, заслуживают самого пристального внимания. Кстати, когда я искал блоги по фотографии, большинство я нашел именно по ссылкам из блогролла. Все же поисковики еще не очень хорошо справляются с данной задачей, и лучше учитывать мнение других людей.
Вернемся к раскрутке. Для начала просто попробуйте обменяться ссылками в блогролле. Напишите владельцу блога письмо или постучитесь в аську (если есть такая возможность). На худой конец – напишите об этом в комментарии к какому-нибудь посту. По поводу преимуществ обмена с вами скажите, что блог у вас бурно развивается, но пока есть шанс и место попасть в блогролл будущего мега-популярного ресурса:) Потом уже блогролл будет закрыт.
Часто советуют – ставьте ссылки первыми на различных блогеров – они заметят переходы по ней и из уважения и солидарности поставят в ответ ссылку на вас. Ждите, ждите, заметят… Если у блога в день 500 посетителей, то несколько переходов с вашего блога просто затеряются среди всего списка. А много посетителей вы не перенаправите, у вас же блог только начинает раскручиваться. В общем, спорный момент.
Мне лично повезло с обменом блогролльными ссылками. Буквально в первую неделю существования блога мне уже предложил поменяться один очень хороший блог по фотографии. Конечно, если считать в общем, в итоге эта ссылка не привела много посетителей, всего лишь 17 человек, однако свою роль в увеличении числа посетителей она сыграла.
Не очень высокая кликабельность ссылок в блогролле объясняется тем, что при формировании этого самого блогролла часто работает принцип: «Ты меня уважаешь? – Уважаю! – Ну вот, и я тебя уважаю! Значит, мы с тобой оба уважаемые люди!». Поэтому-то часть аудитории настороженно относятся к таким ссылкам. С другой стороны – кликабельность можно считать невысокой, только если рассматривать большой период времени. Но если ваш блог только недавно появился в блогролле – ссылку заметят и будут часто переходить.
Итого: данный способ раскрутки не отнимет много времени, однако и его эффективность не очень высока. В любом случае – и его применяем.
Сложность | Низкая |
Затраты времени | Средние |
Эффективность | Средняя |
Другой верный способ получить приток посетителей – попасть в пост какого-нибудь блога. Вероятнее всего это произойдет без вашего участия, т.е. сам автор блога увидит ваш ресурс и решит о нем написать.
Конечно, можно и здесь попросить, чтобы о вас написали специально, но вот добровольно это вряд ли кто сделает. Например, в тематике «Заработок в интернете» рекламирование нового блога - один из источников дохода маститых блогеров. Если говорить о расценках, то это порядка 50-200 у.е. в зависимости от посещаемости их ресурса.
И здесь мне опять повезло – самый авторитетный блог по фотографии написал обзор трех новых блогов, куда попал и мой. При этом сам ресурс имеет порядка 500 посещений в день, а обновляется редко. С 20 ноября ссылка на мои «Заметки о фото» висит на главной странице. Итого с этого блога ко мне перешло 120 человек в декабре и 111 в ноябре, что составило порядка 15% от всех переходов. Эффективно, что ни говори!
Итого: сложность высокая за счет элемента случайности, затрат времени с вашей стороны нет.
Сложность | Высокая |
Затраты времени | Низкие |
Эффективность | Высокая |
Для меня оказалось неожиданным, что такой способ на самом деле работает. Конечно, мои попытки в данной области не были уж очень усердными, чтобы утверждать наверняка, однако… Я разместил в своей подписи на форуме ссылку на свой блог и в итоге – 30 переходов в декабре и это при том, что я оставил от силы 10 комментариев на форуме.
Тут конечно дело объясняется простым любопытством форумчан. Все-таки интересно посмотреть им на чужой блог. Конечно, в моем случае это будет нецелевая аудитория, но если у вас блог о seo – способ может оказаться очень эффективным.
Сложность | Низкая |
Затраты времени | Низкие |
Эффективность | Средняя |
Мы и рассмотрели 4 основных способа раскрутки блога. Все они в той или иной степени эффективны и позволяют заявить о своем блоге целевой аудитории. Мой совет – начинайте именно с этой четверки.
После того, как вы реализовали все из них, можно переходить к более изощренным методам раскрутки. Здесь уже появляются свои тонкости, да и итоговую эффективность часто сложно предсказать.
Поговорим об этом в следующий раз.
7. Материалы по теме
Пробежавшись по некоторым сайтам, я выяснил, что о продвижении блога пишут многие, но все почти одно и то же. Причем часто путают продвижение блога с его ведением как таковым. Например, дают рекомендации по написанию статей, хотя это к раскрутке имеет косвенное отношение.
И все же, я составил список интересных постов, быть может, найдете что-то для себя.