Игорь Ашманов: что не так с аргументами против «закона Горелкина»
Игорь Ашманов, управляющий партнёр и генеральный директор компании «Ашманов и партнёры» рассказал, что он думает по поводу «законопроекта Горелкина», и опроверг основные аргументы противников проекта.
Ашманов заметил, что присутствовал в Госдуме на слушаниях по законопроекту. Противники говорили, что закон убьет интернет-бизнес, Рунет потеряет иностранные инвестиции, российские компании не выйдут на мировой рынок, прекратится их развитие, поэтому документ нужно отменить.
По-моему, большая часть этих аргументов — лукавство или прямое вранье, — считает Игорь Ашманов.
1. Никаких существенных «иностранных инвестиций» после 2014 года в Рунете нет и не будет. Американцы и европейцы не вкладываются в российские компании.
2. Закон Горелкина не запрещает владеть акциями в российских интернет-проектах. Речь идет об ограничении контроля.
3. Идея вливания больших иностранных инвестиций — крайне вредна. Сейчас есть деньги в государстве, поэтому можно привлекать внутренние инвестиции.
«Зачем нам нужно, чтобы на шальные западные деньги (которые там выписываются просто росчерком пера и ничего не стоят их создателям...) у нас покупали реальные активы?.. Зачем отдавать значимые активы за фантики?»
4. Аргумент, что закон о значимых ресурсах не даст нашим проектам выйти на мировой рынок — выдумка.
Возьмем пример «Лаборатории Касперского». Компания захватила мировой рынок, стала игроком номер четыре, начала продавать свои продукты в 200 странах, открыла 30 локальных офисов по миру, стала номером один в Германии, Китае и еще десятке стран — и все это без копейки государственных или частных инвестиций. Оказывается, так можно было? Да, можно, надо было просто иметь хороший продукт и очень много работать.
5. Лукавством является и то, что в развитых странах нет подобных ограничений.
В Японии, например, ровно такой же закон — только еще жестче. Он разрешает иностранцам владеть не более чем десятью процентами акций в крупных медийных проектах. В Англии, США любые подобные сделки рассматриваются специальными комиссиями. Иностранцев не пускают.
6. Ограничение доли иностранцев не приведет к гибели индустрии. В некоторых отраслях действуют жесткие ограничения на иностранный акционерный капитал, но эти отрасли не умерли, нормально себя чувствуют, захватывают мировые рынки.
7. Этот закон не направлен против Яндекса, но Яндекс затрагивает.
Яндекс — системообразующая компания, ставшая, по сути, критической инфраструктурой России. Это главный поисковик, самое большое СМИ в стране, самый популярный навигатор и карта, на Яндекс.Такси по стране работает под миллион человек, почтой Яндекса пользуются десятки миллионов юзеров...
Яндекс все больше проникает во все сферы жизни российских граждан, он уже развозит еду, он переводит деньги, он показывает погоду и расписание транспорта, он делает беспилотники, он сотрудничает с мэриями, обмениваясь с ними данными и т. п. Яндекс, конечно, молодец, он все это — сам. Но системообразующая роль накладывает обязательства и ограничения.
Ашманов замечает, что акционерная структура Яндекса такова, что у основателей компании есть голосующий пакет и контроль — чуть больше 50%. Контрольный голосующий пакет привязан к личностям: не продается и не передается по наследству.
«Стоит Воложу уйти из компании, продать акции или еще не дай бог что — его экономические акции станут голосующими, а почти 90 процентов их в собственности американцев. А нам это зачем? Что происходит со странами, где критическая медийная инфраструктура — главные медийные проекты, поисковики, социальные сети, видеосервисы — американская, мы уже видели на примере «арабской весны», Украины, той же Европы».
Ашманов замечает, что если закон примут, то поисковику придется переписать соглашение акционеров, но это не должно повредить бизнесу.
Если и дальше стремиться к получению неограниченных иностранных инвестиций, мы можем попасть в ситуацию, когда «цифровая экономика у нас разовьется, но будет принадлежать не нам».
Сейчас Россия практически единственная страна, кроме Китая и США, где есть национальный поисковик, национальная соцсеть и т. п. Но страна может этого лишиться, если не пересмотрит отношение к значимым проектам. Поэтому законы по приведению цифровой сферы в России к контролируемому отечественным правительством будут в любом случае приниматься, так как это вопрос национального цифрового суверенитета.
При этом надо заниматься проработкой «законопроекта Горелкина», чтобы он был «юридически непротиворечив и технически исполним», считает Игорь Ашманов, так как «идея-то закона замечательная».
Напомним, депутат Антон Горелкин в июле внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий ограничение доли иностранных инвесторов до 20% в значимых интернет-ресурсах. Позже правительство предложило изменить проект и увеличить долю иностранного владения до 50% минус одна акция.
Источник: РИА Новости
Случилось что-то важное? Поделитесь новостью с редакцией.