Егор Сухарев — топовый партнер Travelpayouts и опытный вебмастер, рассказал о работе с мобильным SDK Travelpayouts, а также познакомил с секретами и опытом создания успешных приложений, и поделился историей, как его команда однажды обошла Aviasales.
Зарождение идеи
К моменту начала сотрудничества с Travelpayouts за плечами Егора Сухарева был восьмилетний опыт работы c IT проектами, опыт в коммерческой сфере, государственно-муниципальной, геоинформационной и некоторых других.
С партнерской программой Aviasales впервые познакомился в июле 2015 года благодаря материалу на Хабрахабре. В статье говорилось о партнере, который с помощью мобильного приложения под iOS продал 17 полных самолетов Boeing 737. Это подстегнуло интерес Егора, и он решил попробовать новую для себя сферу.
Первый шаг — анализ рынка. Учитывались различные параметры:
- Сколько конкурентов;
- Их сильные и слабые стороны;
- Функционал;
- Насыщенность рынка;
- Конкуренция среди аффилиатов и крупных игроков.
По результатам работы сделаны следующие выводы:
- Необходимо проектировать упрощенный, удобный и красивый интерфейс;
- Приложение должно быть «легким» по весу;
- Уделять внимание ASO;
- Проводить тесты на всех устройствах;
- Ориентироваться на нишу дешевых авиабилетов без наценок.
Эти выводы актуальны на 2015 год, на 2017 ситуация на рынке во многом изменилась. Но вектор развития в прежний: приложение должно обращать взор на главный вопрос — поиск дешевых авиабилетов.
Конкуренция на рынке была слабой, в магазине присутствовало всего несколько разработчиков, которые уделяли достаточное внимание развитию собственных приложений. Некоторые игроки, даже крупные, не уделяли должного внимания ASO, а в результате их продукт не отображался по главным ключевым словам и запросам.
Познакомиться с секретами App Store Optimization в 2017 году можно в докладе Ильи Кухарева.
Идея создания и развития собственного приложения была рискованной, поэтому бюджет на начальном этапе был минимален, с расчетом на максимальный результат.
Этапы разработки
Разработка iOS приложения на основе SDK от Travelpayouts включает в себя следующие этапы:
- Формирование концепции и ТЗ;
- Согласование функций с разработчиком;
- Отрисовка дизайна, все экраны без исключения;
- Верстка экранов и реализация дополнительного функционала.
Формирование концепции и ТЗ — это фундамент. Продумайте основные моменты и опишите задумки. Например, технические моменты, новый функционал, цветовая гамма и многие другие аспекты. Обязательно согласуйте новый функционал с программистом. Сделайте это до отрисовки дизайна, т.к. некоторые задумки иногда не реализуемые в принципе.
После всех согласований в работу вступает дизайнер. Вмешиваться в работу — иногда это критически не верно. Но если недовольны дизайном или вносите слишком много правок, задумайтесь о смене специалиста. Обязательно обрисовывайте все экраны. Технические специалисты, которые примут работу дизайнера, уже не будут думать о юзабилити.
Подбор команды — важный шаг на начальном этапе. Партнеры с минимальным бюджетом могут самостоятельно сделать приложение, не привлекая программистов, дизайнеров и других специалистов. Но в этом случае сложно рассчитывать на высокие показатели. Опыт Егора выявил, что лучше привлекать специалистов.
Работников можно найти на рынке фриланс-услуг. Это удобно, т.к. портфолио и все работы в открытом доступе, а вы выбираете по критерию нравится вам или нет. Лучше потратить время, но найти хороших работников на начальном этапе. Это позволит работать с ними годами и экономить время.
Когда у вас готовы все экраны, в работу вступает технический специалист. Он буквально собирает готовый и работающий прототип из всего, что у вас имеется на данный момент.
Дальнейшая работа
От вас потребуется большое количество текстов:
- Внутри приложения;
- Заголовок;
- Подзаголовок;
- Описание;
- Рекламные фразы.
Этим можно заняться во время разработки, а частью и после нее.
Обязательно внедрите систему аналитики. В новой сборке SDK она внедрена по умолчанию. Как альтернативный вариант попробуйте сервис Flurry от Yahoo.
Приложение можно локализовать и адаптировать. Учитывайте особенности языка и рынка. Например, в русском «Дешевые авиабилеты» — это длинная фраза, а на упрощенном китайском — всего 2 символа. Соответственно меняется размер кнопки. Такие моменты необходимо выявить и адаптировать.
Дальше вас ждет изготовление всех графических материалов (скриншоты, реклама и другое), а затем загрузка сборки в iTunesConnect. После успешного прохождения Apple Review ваше приложение оказывается в App Store.
Обязательно проводите тестирование не только на эмуляторах, но и на реальных устройствах. Желательно на различных поколениях. Бывает так, что в эмуляторе все в порядке, а на смартфоне обнаруживаются недочеты. Спросите коллег, знакомых и родственников, и наверняка вы соберете коллекцию устройств для тестирования работы.
Фишки собственного приложения
Нужно чем-то выгодно отличаться от конкурентов и зацепить пользователя какой-то фишкой. Если создать продукт без каких-либо особенностей, он ничем не запомнится. Егор применял различные решения, например, интересное разделение на эконом и бизнес.
Приложение Aviasales также обладает фишками. Например, это завораживающая анимация при поиске авиабилетов. На экране телефона отображается самолетик, который летит в пункт назначения. В одном из обновлений его убрали, после чего получили гневные комментарии пользователей. Решение вернули обратно, и пользователи вновь довольны.
Результаты «Cheap Flights»
«Cheap Flights» — это первое приложения Егора, и оно было ориентировано на рынок СНГ. Зимой 2016 было решено продать детище в рамках привлечения средств для развития. Это вынужденный шаг, так как команда взяла новый вектор развития — международный рынок. На момент продажи удалось достичь ТОП-5 в RU App Store по основным запросам:
- Дешевые авиабилеты;
- Билеты на самолет;
- Купить авиабилеты;
- Авиабилеты;
- Поиск авиабилетов.
По некоторым запросам продукт Егора обгонял официальное приложение Aviasales. Доход рос большими темпами — 40+ процентов в месяц, и на момент продажи составлял 80 000 рублей в месяц.
Это статистика за январь 2016, при этом за месяц произведено 36 тысяч установок.
Для продажи использовалась площадка Telderi. Изначально лот выставлялся на профильном форуме — Searchengines, но за отсутствием покупателя выставлен на бирже сайтов. В результате поступило 15 предложений и сделано 4 ставки в аукционе. «Cheap Flights» продан за 611 650 рублей, но из-за высокой комиссии биржи (33 640 рублей) итоговая цена составила: 578 009 рублей.
Такой шаг позволил привлечь средства и реализовать абсолютно новый продукт.
Новый продукт
Новое приложение — Flight Store, разрабатывалось с нуля, и получило расширенный функционал:
- Карта низких цен;
- Прогноз погоды;
- Новые разделы: о нас и рекомендации отельного приложения.
Благодаря начальному бюджету удалось создать лучший дизайн и локализовать продукт на большее количество стран.
Летом 2016 появилась идея зайти в новую нишу. Выбор основывался на нишах, доступных в партнерской сети Travelpayouts:
- Отели;
- Аренда авто;
- Страхование;
- Визы;
- Туры;
- И другое.
Из-за имеющегося опыта выбор пал на отельное направление. Hotellook обладает готовым API решением, что также повлияло на выбор. Сегодня билетное и отельное приложения связаны между собой разделами с рекомендациями второго продукта.
Для отелей разработали отдельное приложение — «Cheap Hotels». Hotellook SDK еще не существовал, когда разрабатывался «Cheap Hotels». Поэтому в процессе возникла масса проблем. Например, с получением полного объема информации: описания отеля, отзывы и т.д. Для решения потребовалось разработать собственное API. Через 7 месяцев после запуска появился официальный отельный Travelpayouts SDK.
Ключевые факты о «Cheap Hotels»
- На разработку ушло 5 месяцев;
- Более 1,200 бронирований;
- ТОП стран: Россия, США, Франция, Германия;
- Большой холд (доход через месяц и более);
- Все начисления — в первых числах месяца;
- В данном сегменте больше «кликов», чем «поисков».
- Разработка окупилась за 3 месяца.
Китайский рынок авиабилетов
Азиатский рынок мобайла является основным мировым лидером. Но многие крупные агрегаторы обходят его стороной — и это опрометчиво.
Команда столкнулась с удивительной ситуацией — скачивания есть (183 000), а бронирований практически нет. За все время существования совершено 10 резерваций. Это связано с системой «Золотой Щит», которая работает в Китае. Она также известна под названием «Великий китайский фаервол». Это государственная система контроля за интернетом. Из-за нее пользователь видит результаты поиска на экране телефона, но не может перейти на сайт для бронирования, т.к. он не открывается.
По этой причине на рынке Китая мало крупных игроков, в том числе и аффилиатов. Китай ждёт новых игроков, способных предоставить качественный доступ к дешевым авиабилетам. Пользователи согласны вручную перебирать результаты поиска в App Store и доходить до самого низа в надежде найти нормально работающее решение.
Главный вопрос, который еще предстоит решить, — как обойти великий китайский фаервол. Над этим ведется работа.
Как продвигать мобильное приложение
Конкуренция на рынке колоссальная, поэтому изначально делайте качественный продукт и развивайте его. Если работаете под iOS, то желательно делать одно основное приложение, а не много клонов. Дополнительная проблема подобного решения, что клонов будут отклонять при модерации. Это отложит негативный отпечаток на аккаунт и в будущем могут возникнуть проблемы и с полноценными продуктами.
Постоянно проводите аналитику. Изучайте, какие экраны максимально эффективны, следите, какие кнопки нажимаются чаще и т.д. Это позволит понять потребности клиента. Например, это решение позволило выявить, что пункт «Показать прямые перелеты» лучше вынести из общих фильтров на отдельную кнопку. Размещение этого функционала отдельной кнопкой внизу экрана пользуется большим спросом.
Следите за отзывами пользователей. Это позволит почерпнуть идеи для необходимых правок или нововведений. Также это позволит получить большую базу ключевых слов. Это особенно актуально для иностранных рынков.
Уделяйте внимание:
- Заголовку;
- Подзаголовку;
- Краткому описанию;
- Ключевым словам.
Принципы ASO (App Store Optimization) схожи с SEO (Search Engine Optimization). Поэтому старайтесь делать цельные фразы. Даже если нацелены на низкочастотные запросы, в начале все равно размещайте несколько высокочастотных. Это помогает магазину понять тематику вашего продукта.
Регулярно обновляйте функционал и ключевые слова. Это позволит органически расти без дополнительных вложений.
Для привлечения трафика используйте не только ASO, но и другие каналы. Например, таргетинговую рекламу. На российском рынке попробуйте сервис Mail.ru. Таргетинговая реклама Вконтакте показывает слишком дорогое соотношение расходов и установок. Во Вконтакте хорошо работает тематическая реклама в сообществах. На зарубежном рынке: Facebook, Instagram и другие каналы привлечения трафика.
Оплата за установки — дорогое удовольствие. Грамотная настройка рекламных постов позволит существенно снизить расходы.
Создавайте продающие скриншоты. Это работает эффективнее, чем обычные скриншоты экранов из приложения. Например:
Не используйте мотивированные установки по ключевым словам. Во-первых, это запрещено правилами партнерской системы Travelpayouts. Во-вторых, решение обладает стратегической проблемой: после искусственного поднятия в ТОП, приложение возвращается в конец выдачи при прекращении вливаний денег. После этого его намного сложнее органически поднять снова в ТОП.
Из мотивированного трафика допустимы отзывы. С этим не стоит злоупотреблять, т.к. App Store часто удаляет подобные отзывы. А если накручивать в слишком большом количестве, то эффект будет негативным.
Полная презентация доступна по ссылке.