×

Метод Zettelkasten – как разобраться в своих заметках и стимулировать новые идеи

Россия +7 (909) 261-97-71
Шрифт:
0 6179
Подпишитесь на нас в Telegram

Читая мотивационную книгу или просматривая вдохновляющий фильм, мы часто встречаемся с новыми знаниями и идеями, которые хотим запомнить и занести в заметки телефона. Чаще всего таких заметок становится слишком много, мысли путаются, а инсайты, о которых мы должны помнить, вылетают из головы и остаются где-то в памяти мобильного устройства. Чтобы структурировать свои заметки и сгенерировать новые идеи, некоторые люди пользуются системным методом организации мыслей и заметок Zettelkasten. Как его применять на практике, рассказала Елена Королева, digital-стратег Demis Group. 

Zettelkasten или картотека

Данный метод разработал немецкий ученый в области социологии Никлас Луман. В процессе своей научной деятельности социолог обратил внимание, что заметками эффективнее всего пользоваться, когда они структурированы не в хронологическом и иерархическом порядке в разных местах, а под определенными порядковыми номерами. Чем больше заметок и объема информации, тем проще их расформировать на отдельные подкатегории в формате библиотечного каталога. 

Его метод заключался в записи каждой идеи на отдельной карточке с указанием источника и порядкового номера. Все карточки с заметками разделялись на конкретные темы с отсеками. В каждой теме было множество карточек с номерами 1, 2, 3... Если у Лумана рождалась новая идея, связанная, например, с карточкой 1, то этой идее присваивался номер 1/1 и так далее. И когда возникала необходимость обратиться к той или иной теме, автор начинал искать поиск вдохновения не с начала, а с конца карточек, где записаны расширенные и преобразованные идеи. 

Со временем архив с заметками превращается в генератор идей в различных обстоятельствах и тематиках. Его гениальный способ систематизации записей и заметок позволил ему написать десятки книг и сотни научных статей.

Существуют сведения, что у Никласа было собрано две обширных картотеки: одна с заметками из прочитанной литературы с указанием источников, а вторая с собственными идеями и мыслями. 

Как пользоваться методом Zettelkasten в современном мире? 

Несмотря на то, что метод был открыт в прошлом веке, и у людей уже нет возможности и желания собирать огромные картотеки у себя дома, воспользоваться способом систематизации заметок можно и в наших реалиях. 

Для этого нужно всего лишь: 

  1. Найти удобный и понравившийся вам инструмент записи идей, мыслей и других заметок. Это могут быть заметки на телефоне, электронный блокнот, записная книга, альбом А4, сообщения себе в мессенджерах, закрытая группа в соцсетях или частный канал в Telegram, различные подручные приложения на телефон (Google Keep, Notion и т.д.) – любой простой и эффективный в использовании способ фиксации текста, который привычен вам. Интересный факт: ученые пришли к выводу, что собственноручные записи на бумажном носителе более эффективны, полезны и запоминаются лучше, чем электронные заметки. 
  2. Определиться с системой подкатегорий в заметках. Например, для частного канала в социальной сети подойдет разделение идей на теги/хештеги, в заметках на телефоне можно создать отдельную папку с категориями, а в записной книге выделить пару листков для возникших в будущем мыслей. 
  3. Воспользоваться самим методом Zettelkasten! Если заметки оформлены в тетради на бумаге, то в определенном углу подписать порядковый номер заметки 1,2,3 и оставить место для подкатегорий 1/1, 1/2. Если идеи записываются в электронном носителе, то можно разграничить записи с помощью тегов, ключевых слов и папок с такими же порядковыми номерами. 

Подсказки в работе с методом  Zettelkasten

  • Работая с заметками по принципу Лумана, неважно количество заметок. Наоборот, будет преимуществом иметь в арсенале большой объем записанных мыслей и идей и искать между ними взаимосвязь, распределяя по порядковым номерам. Метод позволяет генерировать новые идеи, смотря на старые заметки, а не только структурировать текстовые файлы. У самого ученого было выявлено около 90 тысяч заметок, собранных за всю жизнь. 
  • Систематизация Zettelkasten не подойдет для быстрых путей решения, так как рассчитана на более долгосрочные цели в связи с большим количеством заметок. Не подойдет данная техника нетерпеливым людям, которым трудно откладывать идею «в долгий ящик» и искать новые креативные решения, смотря в старые записи.  
  • Не следует в одной заметке писать слишком много текста, достаточно записать саму суть, ссылку на источник или еще лучше – интерпретировать по своему желанию данную заметку. Чем проще и понятнее мысль, тем больше идей может из нее возникнуть.  
  • Суть картотеки Лумана, в первую очередь, во взаимосвязи каждой карточки с другими заметками. Следует внимательно формировать и структурировать взаимосвязанные мысли, чтобы было проще от них отталкиваться на пути к генерации собственных новых идей. 
  • Если какая-то заметка кажется уже ненужной и устаревшей, не стоит от нее избавляться. В методе Zettelkasten важны абсолютно все когда-либо вдохновляющие и наталкивающие на что-либо мысли. 

Метод картотеки в профессиональной жизни 

Как показывает время, чаще всего методом систематизации и работы с заметками Zettelkasten пользуются специалисты в творческих, креативных сферах. Ведь им постоянно требуется «глоток свежего воздуха» и поиск новых нестандартных идей. Обычно используют принцип картотеки дизайнеры, рекламисты, стилисты, писатели-копирайтеры и другие люди в смежных специальностях. В бизнес-индустрии предпринимателям также можно попробовать данную методику, так как после деловых встреч или партнерских совещаний возникают смешанные инсайты в голове, которые нужно выплеснуть на бумагу или в свой ежедневник.

Если говорить о команде сотрудников в компании, то при проведении мозгового штурма, активных дебатов и дискуссий можно также записывать все возникающие идеи на небольшие листочки, затем рассортировывать и складывать их на взаимосвязанные категории в конкретные тематики. 

Метод Zettelkasten эффективен при написании научно-исследовательских, курсовых, дипломных и других видов объемных работ. Из-за необходимости анализировать различные сторонние ресурсы и выделять идеи других ученых исследователей стоит воспользоваться методом картотеки и сэкономить время на поиски каждой отдельной заметки. 

Методика ученого Никласа Лумана Zettelkasten создана для упрощения работы с большим количеством заметок, эффективного поиска взаимосвязи каждой мысли в перспективе генерации свежих идей. Метод подойдет терпеливому, кропотливому человеку, готовому работать с большим объемом текста и структурировать по категориям всю информацию. Принцип поможет не только одному человеку, но и целой профессиональной команде в бизнесе и других сферах для разработки креативных решений и организации всех уже имеющихся идей. 

На сегодняшний день нет необходимости собирать вручную огромные картотеки с тысячами заметок, как это делал сам Луман. Достаточно лишь иметь мобильные устройства с большим объемом памяти и удобные приложения для структуризации заметок. 

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как мы увеличили число посетителей сайта на 89 000 человек и индекс качества на 30 единиц за 4 месяца
Никита Ширяев
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Ширяев - Здравствуйте, 1. ТЗ на создание контента, это всего лишь одна из задач, которую мы делаем на проекте. 2. Получаемый текст обязательно проходит проверки на спам. 3. ТЗ на создание контента, это ориентир для авторов. 4. Как раз таки ТЗ помогает не переспамить в тексте, так как мы замеряем показатели ТОПа и ориентируемся на него. И опять приведу Вам скриншот, который подтверждает постоянный рост рейтинга домена. DR имеет сильную прогрессию.
Авторы на RUTUBE теперь могут загружать видео в формате серий
Наиль г.Пенза
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Наиль г.Пенза - Ну что вы принимаете мою заявку? Или удалиться с "тихой грустью". А моих фото пока нет,они у меня удалились с Галереи, когда покупал себе смартфон. На фото пока моя дочь,сам я лежу в каридологие, сами понимаете какая у меня будет фотография
Рейтинги сайтов по отзывам в выдаче Яндекса: откуда берутся и как их улучшить
Romano
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Romano - дополнение: такие оценки не отображаются, но участвуют в общем рейтинге
Топ-10 SEO-курсов на 2024-2025 год для вашего роста
Рамазан Миндубаев
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Рамазан Миндубаев - Пока выглядит как реклама курсов от Пиксель, вы конечно молодцы, но стоит выделить курсы от авторов: 1. Антон Маркин 2. Дмитрий Шахов 3. Артур Латыпов 4. Бесплатные курсы от Девака от Колоборатор
Настоящий квест: как увеличили трафик на сайт сети компьютерных клубов в 19,5 раз, а число конверсий в 42,5 раза
Владлен
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Владлен - Интересно, есть только вопрос по ссылкам, в каком диапазоне стоимость ссылки была, ведь судя по скринам за 5 месяцев было куплено 10 ссылок
В какой поисковой системе продвигать финансовый сайт: выводы исследования Sape
Sape
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Sape - Добрый день! Спасибо за вашу обратную связь. Да, действительно, метрика DA не обновляется последние три месяца из-за проблем с поставщиком данных. Мы уже работаем над этим, в ближайшее время исправим. На данный момент для отбора сайтов в системе доступны десятки других метрик, которые обновляются регулярно. Касательно цен — с ними всё в порядке. Если у вас есть вопросы относительно ценообразования, мы готовы на них ответить. Благодарим, что поделились мнением. Мы всегда рады конструктивному диалогу!
Как вырастить трафик из блога в 9,7 раз за год. Кейс
Сергей Шабуров
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Шабуров - Константин, здравствуйте! Лид-формы у нас прямо в статьях, так что трафик идет с самих статей.
Мастер-класс по использованию операторов Wordstat: повышаем эффективность сбора семантики
Старый сеошник
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Старый сеошник - Ну это же просто рекламная статья ради обратной ссылки)))) Куча воды по абсолютно базовой информации. Справка Яндекса описала все тоже самое, но в 8 раз короче yandex.ru/support2/wordstat/ru/content/operators Ок, про историю запроса там нет. Но это же просто в интерфейсе кнопка)
3 ситуации, когда SEO вам не нужно
Гость
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Гость - После выражения не попасть в просак можно дальше не читать. Если автор не знает что это значит это плохо а если знает еще хуже
Сбер представил новую версию своей ИИ-модели – GigaChat MAX
Иван Дроздов
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Иван Дроздов - Ну это прежде всего будет полезно тем, кто пользуется сервисами сбера, но и новых юзеров наверняка привлечёт, нейросетка подает надежды
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
389
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
121
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!