×

Метод Zettelkasten – как разобраться в своих заметках и стимулировать новые идеи

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 6085
Подпишитесь на нас в Telegram

Читая мотивационную книгу или просматривая вдохновляющий фильм, мы часто встречаемся с новыми знаниями и идеями, которые хотим запомнить и занести в заметки телефона. Чаще всего таких заметок становится слишком много, мысли путаются, а инсайты, о которых мы должны помнить, вылетают из головы и остаются где-то в памяти мобильного устройства. Чтобы структурировать свои заметки и сгенерировать новые идеи, некоторые люди пользуются системным методом организации мыслей и заметок Zettelkasten. Как его применять на практике, рассказала Елена Королева, digital-стратег Demis Group. 

Zettelkasten или картотека

Данный метод разработал немецкий ученый в области социологии Никлас Луман. В процессе своей научной деятельности социолог обратил внимание, что заметками эффективнее всего пользоваться, когда они структурированы не в хронологическом и иерархическом порядке в разных местах, а под определенными порядковыми номерами. Чем больше заметок и объема информации, тем проще их расформировать на отдельные подкатегории в формате библиотечного каталога. 

Его метод заключался в записи каждой идеи на отдельной карточке с указанием источника и порядкового номера. Все карточки с заметками разделялись на конкретные темы с отсеками. В каждой теме было множество карточек с номерами 1, 2, 3... Если у Лумана рождалась новая идея, связанная, например, с карточкой 1, то этой идее присваивался номер 1/1 и так далее. И когда возникала необходимость обратиться к той или иной теме, автор начинал искать поиск вдохновения не с начала, а с конца карточек, где записаны расширенные и преобразованные идеи. 

Со временем архив с заметками превращается в генератор идей в различных обстоятельствах и тематиках. Его гениальный способ систематизации записей и заметок позволил ему написать десятки книг и сотни научных статей.

Существуют сведения, что у Никласа было собрано две обширных картотеки: одна с заметками из прочитанной литературы с указанием источников, а вторая с собственными идеями и мыслями. 

Как пользоваться методом Zettelkasten в современном мире? 

Несмотря на то, что метод был открыт в прошлом веке, и у людей уже нет возможности и желания собирать огромные картотеки у себя дома, воспользоваться способом систематизации заметок можно и в наших реалиях. 

Для этого нужно всего лишь: 

  1. Найти удобный и понравившийся вам инструмент записи идей, мыслей и других заметок. Это могут быть заметки на телефоне, электронный блокнот, записная книга, альбом А4, сообщения себе в мессенджерах, закрытая группа в соцсетях или частный канал в Telegram, различные подручные приложения на телефон (Google Keep, Notion и т.д.) – любой простой и эффективный в использовании способ фиксации текста, который привычен вам. Интересный факт: ученые пришли к выводу, что собственноручные записи на бумажном носителе более эффективны, полезны и запоминаются лучше, чем электронные заметки. 
  2. Определиться с системой подкатегорий в заметках. Например, для частного канала в социальной сети подойдет разделение идей на теги/хештеги, в заметках на телефоне можно создать отдельную папку с категориями, а в записной книге выделить пару листков для возникших в будущем мыслей. 
  3. Воспользоваться самим методом Zettelkasten! Если заметки оформлены в тетради на бумаге, то в определенном углу подписать порядковый номер заметки 1,2,3 и оставить место для подкатегорий 1/1, 1/2. Если идеи записываются в электронном носителе, то можно разграничить записи с помощью тегов, ключевых слов и папок с такими же порядковыми номерами. 

Подсказки в работе с методом  Zettelkasten

  • Работая с заметками по принципу Лумана, неважно количество заметок. Наоборот, будет преимуществом иметь в арсенале большой объем записанных мыслей и идей и искать между ними взаимосвязь, распределяя по порядковым номерам. Метод позволяет генерировать новые идеи, смотря на старые заметки, а не только структурировать текстовые файлы. У самого ученого было выявлено около 90 тысяч заметок, собранных за всю жизнь. 
  • Систематизация Zettelkasten не подойдет для быстрых путей решения, так как рассчитана на более долгосрочные цели в связи с большим количеством заметок. Не подойдет данная техника нетерпеливым людям, которым трудно откладывать идею «в долгий ящик» и искать новые креативные решения, смотря в старые записи.  
  • Не следует в одной заметке писать слишком много текста, достаточно записать саму суть, ссылку на источник или еще лучше – интерпретировать по своему желанию данную заметку. Чем проще и понятнее мысль, тем больше идей может из нее возникнуть.  
  • Суть картотеки Лумана, в первую очередь, во взаимосвязи каждой карточки с другими заметками. Следует внимательно формировать и структурировать взаимосвязанные мысли, чтобы было проще от них отталкиваться на пути к генерации собственных новых идей. 
  • Если какая-то заметка кажется уже ненужной и устаревшей, не стоит от нее избавляться. В методе Zettelkasten важны абсолютно все когда-либо вдохновляющие и наталкивающие на что-либо мысли. 

Метод картотеки в профессиональной жизни 

Как показывает время, чаще всего методом систематизации и работы с заметками Zettelkasten пользуются специалисты в творческих, креативных сферах. Ведь им постоянно требуется «глоток свежего воздуха» и поиск новых нестандартных идей. Обычно используют принцип картотеки дизайнеры, рекламисты, стилисты, писатели-копирайтеры и другие люди в смежных специальностях. В бизнес-индустрии предпринимателям также можно попробовать данную методику, так как после деловых встреч или партнерских совещаний возникают смешанные инсайты в голове, которые нужно выплеснуть на бумагу или в свой ежедневник.

Если говорить о команде сотрудников в компании, то при проведении мозгового штурма, активных дебатов и дискуссий можно также записывать все возникающие идеи на небольшие листочки, затем рассортировывать и складывать их на взаимосвязанные категории в конкретные тематики. 

Метод Zettelkasten эффективен при написании научно-исследовательских, курсовых, дипломных и других видов объемных работ. Из-за необходимости анализировать различные сторонние ресурсы и выделять идеи других ученых исследователей стоит воспользоваться методом картотеки и сэкономить время на поиски каждой отдельной заметки. 

Методика ученого Никласа Лумана Zettelkasten создана для упрощения работы с большим количеством заметок, эффективного поиска взаимосвязи каждой мысли в перспективе генерации свежих идей. Метод подойдет терпеливому, кропотливому человеку, готовому работать с большим объемом текста и структурировать по категориям всю информацию. Принцип поможет не только одному человеку, но и целой профессиональной команде в бизнесе и других сферах для разработки креативных решений и организации всех уже имеющихся идей. 

На сегодняшний день нет необходимости собирать вручную огромные картотеки с тысячами заметок, как это делал сам Луман. Достаточно лишь иметь мобильные устройства с большим объемом памяти и удобные приложения для структуризации заметок. 

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы в редакцию.


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как мы увеличили число посетителей сайта на 89 000 человек и индекс качества на 30 единиц за 4 месяца
Никита Ширяев
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Ширяев - Здравствуйте, 1. ТЗ на создание контента, это всего лишь одна из задач, которую мы делаем на проекте. 2. Получаемый текст обязательно проходит проверки на спам. 3. ТЗ на создание контента, это ориентир для авторов. 4. Как раз таки ТЗ помогает не переспамить в тексте, так как мы замеряем показатели ТОПа и ориентируемся на него. И опять приведу Вам скриншот, который подтверждает постоянный рост рейтинга домена. DR имеет сильную прогрессию.
Алексей Романенков (Rookee): как обеспечить проекту видимость в интернете и какими инструментами ее наращивать
Rookee
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee - Добрый день. Взяли на заметку, спасибо. Чтобы не пропустить материал на тему репутационной стратегии от Алексея, следите за Rookee в соцсетях :)
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Владимир, спасибо за комментарий! Если вдруг Михаил сюда не придет, то мнением и мыслями можно напрямую поделиться в ТГ амбассадора. В этой новости оставляли контакт: www.seonews.ru/events/vebmasterskaya-2024-v-yandekse-poyavilsya-ambassador-internet-ploshchadok-v-poiske/
23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
Илья
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Илья - Lighthouse - работаю пока с ним, не подводит
Зачем вам доверие поисковиков, как его укреплять и привлекать клиентов на сайт
Rookee
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee - Рекомендуем задуматься как можно скорее, потому что даже только что созданный сайт чаще всего нуждается в оптимизации. Битые ссылки, лишние редиректы, низкая скорость загрузки - от всего этого нужно избавляться, чтобы сайт успешно продвигался в поиске и удерживал внимание пользователей. Тарифы на оптимизацию бывают разные, в Rookee базовая техническая оптимизация стоит 13 090, а в рамках Комплексного продвижения может обойтись дешевле или дороже в зависимости от потребностей сайта.
В какой поисковой системе продвигать финансовый сайт: выводы исследования Sape
Sape
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Sape - Добрый день! Спасибо за вашу обратную связь. Да, действительно, метрика DA не обновляется последние три месяца из-за проблем с поставщиком данных. Мы уже работаем над этим, в ближайшее время исправим. На данный момент для отбора сайтов в системе доступны десятки других метрик, которые обновляются регулярно. Касательно цен — с ними всё в порядке. Если у вас есть вопросы относительно ценообразования, мы готовы на них ответить. Благодарим, что поделились мнением. Мы всегда рады конструктивному диалогу!
Как вырастить трафик из блога в 9,7 раз за год. Кейс
Сергей Шабуров
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Шабуров - Константин, здравствуйте! Лид-формы у нас прямо в статьях, так что трафик идет с самих статей.
Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Для городского велосипеда 14-16 кг - вполне ок, можно сказать легкий. Почему нет? )) Понятно, что есть варианты и легче, но они уже скорее всего будут спортивного плана, где каждый грамм имеем значение.
Матвей Северянин дает экспертный отзыв: 788 000 ₽ за месяц на продаже Telegram-каналов – реально
Александр
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр - Согласен с Матвеем. Сам покупаю- продаю Тг каналы на бирже : t.me/birga_prodagi_tg_kanalov - Биржа продажи ТГ каналов | Альянс-А
WordPress выпустил Windows-приложение для разработки сайтов
BlackSeo
8
комментариев
0
читателей
Полный профиль
BlackSeo - Очередное бесполезное Г..... вы его сами видели? Как вы думаете как можно было так угробить; 1. Tumblr - после его покупки wordpress эта сеть превратилась в говносайт 2. Везде пихают свои шаблоны - я про wp 3. Теперь это недоразумение запилили Есть один плюс - люди столкнувшиеся с говнопродуктами созданными командой wordpress быстрее начнут изучать языки программирования и создавать что то стоящее
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
389
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!