Юзабилити-лаборатория: Открытая карточная сортировка или как создать удобную навигацию по сайту
Как в обычных магазинах, так и при покупках онлайн мы часто сталкиваемся с проблемой: «Как найти товар, который нам нужен?» Я, например, иногда забегаю по пути на работу в магазин, чтобы купить шоколадку, и часто не знаю, где её найти. В некоторых магазинах шоколад можно отыскать на отдельных полках, в других – рядом с конфетами и печеньем, а в третьих – только на кассе. Обычно самый простой способ быстро что-то найти – спросить у продавца.
А что делать, если клиенты выбирают товары в интернет-магазине? Как объединить продукты в группы? Как их назвать, чтобы посетители могли бы быстро найти необходимые товары? Пожалуй, самый надежный способ – узнать у клиентов, какой каталог они хотели бы видеть.
В этом может помочь открытая карточная сортировка – метод, который позволяет создать удобную и понятную для пользователей структуру сайта.
Проведение карточной сортировки
Для исследования мы выбрали магазин спортивных товаров – sportnadomy.ru.
1. Анализ каталога товаров
В начале мы проанализировали основное меню магазина, категории и подкатегории товаров.
На первый взгляд каталог выглядит хорошо структурированным. Команда сайта sportnadomy.ru постаралась вынести в меню основные категории и сделать так, чтобы посетители могли быстро найти оборудование или товары. Посмотрим, что скажут пользователи.
В результате анализа для сортировки мы подготовили 110 карточек из разных категорий товаров. На каждой из них была фотография товара, его название и краткое описание.
2. Отбор респондентов
В исследовании приняли участие 12 человек (6 мужчин и 6 женщин). При отборе мы учитывали:
- пол и возраст,
- виды спорта, которыми занимаются респонденты,
- опыт,
- оборудование, используемое на тренировках.
3. Сбор данных
До начала исследования модератор объяснял респонденту правила сортировки, предлагал посмотреть на карточки и задать вопросы, если что-то непонятно.
Затем респондент приступал к группировке карточек.
Основной нашей задачей было узнать, как посетители магазина видят структуру 1 уровня меню. Но если респонденты хотели выделить подгруппы, мы их в этом не ограничивали.
Когда все карточки были разложены, модератор предлагал респонденту придумать им названия, рассказать принцип группировки и поделиться впечатлениями. Все комментарии респондентов записывались и учитывались при анализе результатов.
4. Обработка результатов
Для обработки результатов мы использовали 2 метода:
- Кластерный анализ, в котором анализируется каждая пара карточек и определяется, насколько часто они оказываются в одной группе. Результатом обработки является дендрограмма.
- Качественный анализ. Все данные о том, как респонденты раскладывали карточки в группы, объединяются в таблицы. Анализируются полученные группы и ищутся сходства. Также рассматриваются названия категорий, которые предложили респонденты, и комментарии, полученные в процессе исследования.
Результаты карточной сортировки
В результате сопоставления результатов кластерного и качественного анализа мы создали новую структуру каталога товаров.
В текущем варианте представлены следующие разделы:
По результатам исследования основное меню выглядит немного иначе: отсутствуют разделы «Настольный теннис», «Оборудование улиц», «Сезонные спорт-товары», «Акции и скидки». «Тренажёры» делятся на 2 большие группы «Силовые тренажёры» и «Кардиотренажёры».
Силовые и кардиотренажёры
Как мы уже отметили, большинство респондентов разделили большую группу «Тренажёры» на 2 раздела «Силовые тренажёры» и «Кардиотренажёры». Внутри групп состав подразделов почти не изменился.
Массажное оборудование
Раздел «Массажное оборудование» выделили все респонденты. Его следует оставить.
В ходе анализа мы обнаружили, что в нём представлены подразделы, в которых нет товаров. Представьте себя посетителем, которого интересуют домашние массажёры. Вы вводите запрос в поисковой системе или выбираете категорию в меню и попадаете на пустую страницу.
Что бы вы чувствовали? Что бы сделали? Думаю, расстроились бы, что потратили время и ушли искать товары на другом сайте.
Рекомендации
Если товаров в категории нет, то рекомендуем убрать данный подраздел.
Если в ближайшее время ожидается поступление оборудования, то можно выводить карточки товаров, добавив на них возможность «уведомить о поступлении» или предложив связаться с представителем компании.
Игровые виды спорта
В текущем варианте «Настольный теннис» - отдельный пункт меню. Однако респонденты включают в его раздел «Игровые виды спорта».
Если «Настольный теннис» является ключевым разделом, то он может быть оставлен в верхнем уровне.
Детские товары
Сейчас на сайте представлены разделы «Оборудование улиц» и «Спорт-товары для детей».
Респонденты не стали выделять уличное оборудование в отдельную группу, а разложили товары по разным категориям. В «Детских товарах», например, появились новые подкатегории «Игровые площадки» и «Детские тренажёры».
Единоборства
В этом разделе респонденты выделили 3 подраздела. В целом подкатегории соответствуют тем, что представлены на сайте.
Велосипеды
В текущей версии сайта велосипеды находятся в «Сезонных спорт-товарах». Респонденты вынесли их на первых уровень меню.
Батуты
В данном разделе респонденты не выделили подразделы.
Итоги
Результаты карточной сортировки показали, что посетители видят каталог товаров немного иначе, чем он представлен на сайте. Поэтому если у вас есть интернет-магазин или любой другой ресурс, и вы сомневаетесь в том, как организовать каталог, обратитесь к вашим пользователям – они расскажут, как они хотели бы его видеть.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой
-
12 человек, это, конечно, выборка ...
-
В данном случае мы относимся к карточной сортировке в большей степени как к качественному исследованию. Нам важно выявить тенденции и понять принципы, по которым пользователи объединяют те или иные объекты в категории.
Обычно для выявления основных принципов достаточно 8-12 человек. Большее количество респондентов незначительно влияют на результаты, но существенно увеличивают стоимость и время проведения исследования.
Чтобы подтвердить результаты исследования, обыч...В данном случае мы относимся к карточной сортировке в большей степени как к качественному исследованию. Нам важно выявить тенденции и понять принципы, по которым пользователи объединяют те или иные объекты в категории.
Обычно для выявления основных принципов достаточно 8-12 человек. Большее количество респондентов незначительно влияют на результаты, но существенно увеличивают стоимость и время проведения исследования.
Чтобы подтвердить результаты исследования, обычно проводится закрытая карточная сортировка. О ней мы постараемся рассказать в одном из следующих обзоров.
-
-
шаманы-юзабилисты)))
почему в анализ не попал анализ карточек товаров?-
:) В данном исследовании мы сосредоточились на структуре каталога. Как-нибудь отдельно проанализируем карточки.
Частично о страницах товарах мы писали в предыдущих исследованиях:
www.seonews.ru/analytics/yuzabiliti-laboratoriya-audit-internet-magazina-detskikh-tovarov-babadu/
www.seonews.ru/analytics/yuzabiliti-laboratoriya-audit-i-testirovanie-internet-magazina-tkaney-stencom-ru/
-
-
Есть две вещи, которые могут сделать каталог удобным:
1. «Смотри также:». Многие товары нельзя однозначно отнести к одной категории. Пользователи их могут искать в 2-х, а то и в 3-х разных категориях. С помощью «Смотри также:» можно эту проблему решить.
Но это костыли, т.к. классические каталоги на ассортименте 10000+ SCU это уже не очень хорошо.
2. Фасетный фильтр. Не понимаю почему все тяготеют к классическим древовидным каталогам, ведь это действительно ...Есть две вещи, которые могут сделать каталог удобным:
1. «Смотри также:». Многие товары нельзя однозначно отнести к одной категории. Пользователи их могут искать в 2-х, а то и в 3-х разных категориях. С помощью «Смотри также:» можно эту проблему решить.
Но это костыли, т.к. классические каталоги на ассортименте 10000+ SCU это уже не очень хорошо.
2. Фасетный фильтр. Не понимаю почему все тяготеют к классическим древовидным каталогам, ведь это действительно полноценное решение вопроса. Не говоря уж о том, что пользователя вовлекаем куда глубже.-
Чебурашка, спасибо за ваш комментарий! Вы правы, существуют вещи, которые делают поиск товаров более простым и удобным. В данном исследовании мы рассматривали именно структуру каталога. Возможно, один из следующих обзоров посвятим тому, как организовать информацию на его страницах.
Про блок «Смотри также» отмечу, что некоторые товары могут быть сразу в 2-3 категориях. Такие особенности также выявляются в ходе карточной сортировки или юзабилити-тестирования.
-