Турбо-страницы: почему, зачем и как
Три года назад, если ты не был мобилопригодным (а по-западному – не mobile-friendly), то ты не был оптимизированным:
1. C 18 ноября 2014 г. Google стал помечать сайты маркером mobile-friendly. С 21 апреля 2015 г. Google ввел mobile-friendly алгоритм ранжирования для мобильной выдачи.
2. Осенью 2015 г. Яндекс стал помечать сайты маркером «мобильная версия». В феврале 2016 г. Яндекс ввел новую формулу ранжирования «Владивосток», в которой мобилопригодность стала одним из факторов ранжирования.
Сегодня все идет к тому, что если ты не сверхскоростной, то ты не оптимизированный:
3. Для улучшения качества поиска теперь есть AMP от Google и Турбо от Яндекс, технологии, ускоряющие загрузку контента на мобильных в десятки раз.
Яндекс назвал свою технологию ускорения доступа к информации «Турбо».
Что такое Турбо-страницы?
Пара слов о пользе Турбо:
- в 15 раз быстрее: как правило, полная загрузка Турбо-страницы в 3G-сети занимает меньше секунды — против 15 секунд, которые в среднем уходят на загрузку оригинала;
- в 10 раз легче: средний вес страницы сайта — 3 МБ. Турбо-версия такой страницы будет весить всего 300 КБ;
- меньше рекламы: нет всплывающих объявлений, перекрывающих весь экран, и показывается только часть рекламных баннеров;
- страницы открываются быстро даже при медленном подключении к интернету.
Пара слов о сути Турбо:
- верстка оптимизирована для мобильных;
- элементы навигации, шапка и футер настраиваются в Яндекс\.Вебмастере индивидуально под сайт владельцем ресурса;
- контент передается через специальный RSS-канал;
- данные хранятся на серверах Яндекса;
- Турбо-страницы помечаются в выдаче (а еще в Яндекс\.Новостях и Яндекс.Дзене) символом ракеты .
Пример результатов мобильной выдачи Яндекса и самой турбо-страницы на смартфоне:
Преимущества и недостатки Турбо
Турбо-страницы помогают увеличивать охват мобильной аудитории — пользователям не приходится долго ждать загрузки сайта, и они почти сразу переходят к вашему контенту. Прирост трафика может быть существенным: по данным исследовательских компаний, 66 млн российских пользователей используют мобильный интернет наряду с десктопным, а 20 млн уже выходят в интернет только с мобильных устройств — это на 15% больше, чем год назад.
Преимущества Турбо-страниц в том, что после их внедрения на вашем сайте:
- Падает показатель отказов. Когда пользователь заходит на ваш сайт и из-за своего плохого интернета долго не может открыть вашу страницу, он может просто не дождаться ее загрузки, закрыть и снова вернуться в поисковую выдачу, чтобы найти какой-то другой, более быстрый сайт. Таким образом у вас повышается показатель отказов, а чем больше показатель отказов, тем хуже ваши позиции в поисковой выдаче.
- Растет мобильный трафик. На сегодняшний день многие пользователи уже знают, что сайты, помеченные в выдаче значком ракеты, грузятся очень быстро и поэтому по ним активно кликают. Это дает вам преимущество перед конкурентами и позволяет увеличить посещаемость вашего сайта с мобильных устройств.
- Снижается нагрузка на хостинг. Если на сайте довольно высокая посещаемость, то этот пункт будет тоже актуален. За счет того, что загрузка контента идет не с вашего хостинга, а с серверов Яндекса, нагрузка снижается. При этом для создания и хранения Турбо-страниц Яндекс использует собственную сеть доставки контента (CDN), что еще сильнее ускоряет загрузку контента.
Недостатки Турбо – в ограниченном (пока) функционале:
- Не поддерживаются формы обратной связи, нет возможности заказа товара или услуги. Это можно назвать самым главным минусом, т.к. для Landing или интернет-магазина использование турбо-страниц будет нецелесообразным, ведь вы все равно не сможете получить с них заявки.
- Сайт оформляется по предопределенному малогибкому шаблону. Когда вы кликаете по ссылке, помеченной значком «Турбо», то ваш контент отобразиться в упрощенной странице, созданной поисковиком, и ваше уникальное оформление сайта никто не увидит. Поэтому здесь придется выбирать между высокой скоростью загрузки сайта и уникальным оформлением вашей мобильной или адаптивной версии.
Кому идеально подходит Турбо:
- СМИ;
- Контентные проекты;
- Блоги внутри сайтов (например, блог на сайте услуг как самостоятельный раздел).
Владельцам новостных порталов, сайтов СМИ или информационных блогов такие страницы обязательно нужно подключать и получать с них дополнительный трафик, ведь после перехода на Турбо количество отказов пользователей от просмотра уменьшается на 30%. Это значит, что растет количество просмотренных страниц (новостей), а значит, и доходы издателей.
Кому пока не подходит Турбо:
- Ecommerce, потому что нет корзины.
Стоит отметить, что Яндекс обещает существенно расширить функционал: добавить не только формы и кнопки, но и платежи уже весной 2018 г., поэтому владельцам интернет-магазинов предлагаем все же сохранить в закладки это руководство по настройке Турбо-страниц.
Пошаговый план действий по подключению Турбо-страниц
Вообще у процесса подключения Турбо всего два шага: настроить в Вебмастере и настроить RSS. Разберемся ниже на примерах, как настроить Турбо-страницы с первого раза и без нервов.
Настройки Турбо в Яндекс.Вебмастере
1. Заходим в Яндекс.Вебмастер --> Турбо-страницы .
2. Настраиваем дизайн и подключаем статистику. Турбо-страницы --> Настройки.
- Выбираем, у кого из пользователей будет доступ к редактированию настроек через Вебмастер;
- Дескриптор/название сайта, которое будет показываться вместо шапки;
- Выбираем, будет ли показываться логотип («Отображение»);
- Подключаем счетчики (просто указываем ID);
- Подключаем системы рекламы.
Аналитику Турбо собирает с шести систем: Яндекс.Метрика, Google Analytics, Mediascope (TNS), LiveInternet, Rambler Топ-100 и Рейтинг Mail.RU. Но можно подключить и произвольную систему аналитики вручную непосредственно через RSS-канал.
3. Указываем ссылку на RSS-канал: Турбо-страницы --> Источники.
Всего в Вебмастере доступно 10 RSS-каналов для одного сайта и до 60 каналов — в сумме для основного домена и его поддоменов. При этом максимальный размер одного RSS — 15 МБ. Все требования к содержимому RSS-канала, а также данные об ограничениях – в официальной справке Яндекса. Обратите внимание, что дополнительным преимуществом использования нескольких каналов будет возможность задания разных правил для каждого из них, а также снижение и распределение нагрузки при парсинге поисковыми ботами, особенно при больших объемах информации.
Подготовка RSS-канала для Турбо
Контент Турбо-страниц берется не со страниц сайта; а из специального RSS-канала (это очень похоже на то, как Яндекс считывает информацию о товарах через XML/YML-файл для сервисов Яндекс Товары и Цены и Яндекс.Маркет). Сама аббревиатура RSS хранит в себе что-то из 2007-го, из времен подписок на новостные ленты изданий, что-то до времен ВКонтакте и Facebook; но, по сути своей, это целая группа XML-форматов, и использовать эти форматы можно для разных целей. Яндекс вот использовал для построения высокоскоростных страниц.
Для Турбо-страниц Яндекс использует версию RSS 2.0 – Really Simple Syndication. По умолчанию в RSS 2.0 отдается лишь краткое описание исходной публикации с последующим переходом пользователя для ознакомления с полной версией на самом сайте. Однако в случае с применением RSS для генерации Турбо-страниц Яндекса данный канал должен содержать полную версию материала с особой разметкой всех его элементов.
То есть получается так: чтобы Яндекс забрал с нашего сайта контент, мы должны написать скрипт, который будет передавать текст, изображения, стили и прочее в специальном формате в XML-документ. Это действительно очень похоже на подготовку данных для Яндекс Товары и Цены или Яндекс.Маркета, но настраивается гораздо проще. Если страниц всего 10–20, то можно даже вручную, без привлечения программиста, сделать RSS-канал для Яндекса (правда, в таком случае обновляться он будет тоже вручную, так что это не лучший вариант). Выглядит готовый RSS-канал вот так: https://yandex.ru/support/webmaster/turbo/example.html#example.
К счастью маркетологов и сеошников, популярные CMS уже подготовили готовые плагины для настройки RSS-канала под Турбо-страницы. Так что остается только найти плагин, установить его и в пару кликов настроить выгрузку и обновление RSS-канала (а RSS-канал – это файл в формате XML, который лежит на сервере вашего сайта). И не забыть указать адреса XML-файлов RSS-каналов в Вебмастере (смотрите пункт «3. Указываем ссылку на RSS-канал» выше в статье).
Списки плагинов для создания RSS-канала в популярных CMS
1. 1С-Битрикс:
- http://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/hardkod.turboyandex/ (Бесплатно)
- http:\/\/marketplace\.1c-bitrix\.ru\/solutions\/likee\.turbo\/ (платный – 2 499 руб.)
- http://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/goodde.yandexturbo/ (платный – 1 600 руб.)
2. WordPress:
- Плагин Яндекс.Турбо – https://ru.wordpress.org/plugins/rss-for-yandex-turbo/
- Ya Turbo – https://wordpress.org/plugins/ya-turbo/
- Mihdan: Yandex Turbo Feed – https://wordpress.org/plugins/mihdan-yandex-turbo-feed/
3. Drupal, Joomla и OpenCart:
- Drupal (Yandex.Turbo) – https:\/\/www\.drupal\.org\/project\/yandex_turbo
- Joomla (JC Yandex Turbo) – http://jcreation.ru/joomla-yandex-turbo
- OpenCart (Яндекс.Турбо для товаров 0.1) – https://opencartforum.com/files/file/4958-yandeksturbo-dlya-tovarov/
Сам Яндекс собирает все плагины, прошедшие проверку разработчиками Яндекса на сайте Технологий Яндекса, так что следите за обновлениями на этой странице, если не нашли свою CMS в списке выше.
Как пройти валидацию RSS-канала в Вебмастере
После загрузки RSS-канала в Вебмастере в Турбо-страницы --> Источники вы отправляете его на валидацию.
И могут появиться, например, вот такие сообщения:
Проблемы возникают, если неправильно оформлены элементы XML-документа (это зависит только от плагина или скрипта, который сформировал XML-документ). Сам валидатор уже показывает, что именно оформлено не по правилам, вплоть до конкретной строки с ошибкой; а правила все описаны в документации по RSS 2.0 от Яндекса: https://yandex.ru/support/webmaster/turbo/rss-elements.html. Так что если RSS-канал не проходит валидацию – обращайтесь к программисту, чтобы доработать скрипт /плагин, отвечающий за формирование канала.
Как монетизировать Турбо-страницы своего сайта?
На данный момент в шаблоны ускоренных страниц можно добавить рекламные блоки РСЯ и ADFOX. Но Яндекс планирует расширять возможности Турбо-страниц, так что следите за новостями в Блоге Яндекса.
С помощью РСЯ можно отображать на страницах своих Турбо-страниц контекстные или медийные объявления тысяч рекламодателей в различных форматах, например, в специальном формате для мобильной выдачи Motion. Таким образом, вы можете контролировать все рекламные места и управлять стратегией показа рекламы на сайте.
Для начала показа рекламы нужно указать в Вебмастере ID рекламного блока в РСЯ:
Далее можно сразу посмотреть, как будет выглядеть рекламный блок на примерах Турбо-страниц в поиске:
По аналогии настраивается реклама с платформы ADFOX, через которую можно настроить и подключить сторонние системы монетизации, такие как Google AdSense. Здесь же можно использовать так называемую динамическую монетизацию, которая позволяет увеличить доход от каждого показа рекламы за счет интеграции с РСЯ.
Обновления и планы развития Турбо-страниц в 2018 году
Технология Турбо активно развивается. Так, в начале этого года (пока мы писали эту статью, которую буквально «на лету» дополняли новинками) специалисты дополнили функционал страниц новыми элементами, которых всем нам так не хватало.
В I квартале 2018 в Турбо появились:
- Поддержка таблиц и списков.
- Отображение цитат в тексте.
- Возможность подключения галерей изображений и фото.
- Вывод комментариев на странице.
- Отображение плееров и интеграция с внешними ресурсами, такими как YouTube, Vimeo, Instagram, Twitter. (документация)
- Расширенные возможности сбора статистики, теперь можно добавлять пиксель-счетчики на свою систему аналитики. (документация)
- Возможность установки блока «Поделиться» с друзьями в соцсетях.
- Реализация собственного меню для турбо-страницы. Живой пример – https://yandex.ru/turbo?text=promo-menu.
- Бесконечная лента статей сайта. Живой пример – https://yandex.ru/turbo?text=promo-infinite.
- Реализация дополнительных рекламных мест на странице, а также увеличение скорости отрисовки рекламы. Живой пример – https://yandex.ru/turbo?text=promo-advert.
Найти документацию по реализации каждого из пунктов можно на этой странице.
(Примеры подключенных на Турбо-страницах списков и видеоплеера с YouTube)
Но и это еще не все:по заверению разработчиков, весной 2018 года нас ждут другие серьезные доработки.
Основной план заключается в том, чтобы Турбо-страницы стали равноценной альтернативой мобильной версии сайта. Полный список улучшений, который мы ждем в ближайшее время:
- API для публикации контента.
- Автоматическая расстановка рекламных блоков внутри контента, которая позволит улучшить показатели монетизации.
- Внедрение различных форм и кнопок.
- Возможность добавления Яндекс.Карт на страницы.
Прорабатываются возможности для реализации:
- Платежей.
- A/B-экспериментов.
- Персонализации.
- Авторизации.
- Кастомизации дизайна.
- Поддержки геозависимого контента.
Мастер-класс по Турбо-страницам — официальное видео от Яндекса
В завершение предлагаем ознакомиться с официальным видео от компании Яндекс, где ведущий разработчик Вебмастера Андрей Халиуллин подробно рассказывает о самой технологии, ее подключении и настройке на своем сайте.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой
-
Если же у вас не получилось решить данную проблему, предлагаю воспользоваться авторской сборкой от neoseo. neoseo.ru/internet-magazin-seo-magazin-model. Они предоставляют дополнительные модули для работы и взаимодействия с вашим сайтом, современный дизайн, качественную оптимизацию и продвижение. Советую попробовать, не пожалеете.
-
А что вы так ее ругаете (турбо-технологию)? Она потихоньку развивается, появляются новые возможности для вебмастеров. Можно уже и формы обратной связи и кнопки вставлять 1st-finstep.ru/kak-vstavit-kommentarii-obratnuju-svaz-v-turbo-stranici.php , можно настраивать стили страницы при помощи CSS (правда как-то скудные возможности). И не мало преимуществ.
-
И зачем? Доля поиска уже 50 на 50. Для проектов, которые работают не только по РФ, будут внедрять AMP, или дальше AMP + PWA. Не понимаю, Яндексу сейчас нужно сидеть тихо и продолжать слизывать технологии Гугла (как новый редактор Директа), в надежде оставить за собой хоть 20% поиска через пару лет. Мертворожденная технология, напоминает как Интел в свое время пытался выкатить свой стандарт оперативы под первые Пни.
-
Да зачем что то вообще свое делать, лучше быть потребителем.
-
Это у Яндекса нужно спросить почему они просто слизывают технологии:
Турбо режим - Опера
Турбо страницы - Google AMP
Cмарт-баннеры - адаптивные баннеры AdWords
Новый Коммандер - даже дизайн местами стянули с AdWords Editor
Генерация баннеров по URL - давно в AdWords
Корректировки по региону - давно в AdWords
Конструктор графических объявлений - давно в AdWords
Динамические объявления - давно в AdWords
Таргетинг по интересующему местоположе...Это у Яндекса нужно спросить почему они просто слизывают технологии:
Турбо режим - Опера
Турбо страницы - Google AMP
Cмарт-баннеры - адаптивные баннеры AdWords
Новый Коммандер - даже дизайн местами стянули с AdWords Editor
Генерация баннеров по URL - давно в AdWords
Корректировки по региону - давно в AdWords
Конструктор графических объявлений - давно в AdWords
Динамические объявления - давно в AdWords
Таргетинг по интересующему местоположению - давно в AdWords
...
Когда Яндекс придумает что-то свое - дайте знать.
-
-
AMP - отличная технология, удобная, и развивается быстро, и польза большая; тоже активно используем в работе. Но при этом и Турбо дает свои плюсы: контент действительно загружается мгновенно, это действительно ускорение и удобство для пользователей. Технология нуждается в серьезных улучшениях - да, с этим мы согласны, и ждем новостей от Яндекса. А в тему вытеснения результатов выдачи вспомнились те "острова" Яндекса, которые так и не прижились в выдаче. Возможно, новые технологии, б...AMP - отличная технология, удобная, и развивается быстро, и польза большая; тоже активно используем в работе. Но при этом и Турбо дает свои плюсы: контент действительно загружается мгновенно, это действительно ускорение и удобство для пользователей. Технология нуждается в серьезных улучшениях - да, с этим мы согласны, и ждем новостей от Яндекса. А в тему вытеснения результатов выдачи вспомнились те "острова" Яндекса, которые так и не прижились в выдаче. Возможно, новые технологии, более удобные и совершенные, со временем также вытеснят Турбо, как в свое время пропали "острова", но пока Турбо-страницы актуальны и дают владельцам сайтов возможность увеличивать трафик, мы не видим причин не воспользоваться этим для пользы наших клиентов.
-