×
Россия +7 (495) 139-20-33

Топ-5 проблем бизнеса, связанных с обязательной маркировкой интернет-рекламы

Россия +7 (495) 139-20-33
Шрифт:
0 1508
Подпишитесь на нас в Telegram

Уже два года все участники рынка обязаны отчитываться о размещениях интернет-рекламы в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора: передавать данные о контрагентах, договорах, актах, площадках, стоимости и количестве показов объявлений. Однако и сейчас некоторые сложности и вопросы, связанные с законом, ставят рекламные кампании на паузу или вовсе не позволяют им стартовать. Мы провели открытый опрос подписчиков Telegram-канала «Маркировка рекламы (ЕРИР): главные новости» и делимся подборкой самых распространенных проблем бизнеса, связанных с маркировкой.

Непонимание, что нужно маркировать, а что нет

«Нужно ли это маркировать?» – вот вопрос, на который до сих пор не всегда получается точно ответить. Чаще всего он касается публикаций и репостов информации о собственных товарах и услугах компании, а также акциях и розыгрышах на своих площадках: сайте, в сообществах ВКонтакте, Telegram-каналах. По этому поводу в обращение вошел термин «самореклама», которого нет в законе. Его применяют для информации, которая, с одной стороны, о себе и у себя, а с другой – имеет все внешние признаки рекламы, то есть подлежит обязательной маркировке.

Не видя принципиальной разницы между рекламой и информированием о хозяйственной деятельности компании, некоторые участники рынка на всякий случай маркируют каждый пост с указанием цены и / или призывом к действию, ссылкой, скидкой. ФАС России выпускает разъяснения на этот счет, однако практика показывает, что на рынке пока не сложилось однозначное понимание, что подлежит маркировке, а что нет.

Реклама в запрещенной соцсети

Несмотря на статус запрещенной, некая популярная в России соцсеть продолжает оставаться значимой частью общественной жизни. И многие российские компании продолжают рекламироваться в ней – у блогеров. Платят они при этом блогерам – напрямую или через биржи – то есть экстремистскую организацию не финансируют.

Формально доступ к соцсети на территории РФ закрыт, однако Роскомнадзор заявляет, что рекламу в ней маркировать всё равно нужно, и обещает за этим следить. Но стремление соблюдать закон здесь не снимает риски – вернее, создает дополнительные. Так, зампред Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в своем Telegram-канале приводит официальную позицию ФАС по этому вопросу с комментарием, что «речь идет о косвенной поддержке экстремистской организации представителями российского бизнеса».

В итоге часть участников рынка готовы продолжать размещаться в запрещенной соцсети с маркировкой, часть отказались от таких размещений, боясь обвинений в поддержке экстремизма, часть находится в раздумьях: давать рекламу или нет, маркировать или нет.

Штрафы и издержки

С 1 сентября 2023 года в КоАП РФ появились новые составы правонарушений в частях 15-17 статьи 14.3 за нарушения требований статьи 18.1 Закона о рекламе. Теперь штраф можно получить, если:

  • не добавить идентификатор;
  • добавить идентификатор с нарушением;
  • не передать сведения о рекламе в интернете Оператору рекламных данных (ОРД) или сделать это с опозданием;
  • передать неполную, неактуальную, недостоверную информацию.

Штрафы для организаций достигают 500 000 руб. и не зависят от оборотов: предполагается, что федеральный холдинг и небольшое агентство в случае нарушений заплатят одинаковые суммы.

Судя по количеству обращений в профильный чат, новация вызвала панику на рынке. 

Практика по привлечению к ответственности пока не сформировалась, но участники рынка опасаются штрафов из-за технических ошибок при заполнении отчета по актам или выполнении разаллокации в ОРД. 

Чтобы снизить риски, они отправляют своих сотрудников на платные обучения по работе с отчетностью, находят подрядчиков – то есть несут дополнительные издержки, помимо человеко-часов, уже затрачиваемых на маркировку и передачу данных.

Сложный процесс и отсутствие стандарта отчетности

Чтобы отчитаться в ОРД, нужно подать данные по акту, заполнить разаллокацию по изначальным договорам и добавить статистику по каждому креативу на каждой площадке. Для всего этого в кабинете ОРД нужно заполнить множество полей, зачастую без полноценной инструкции или хотя бы подсказок.

Так, к примеру, чтобы отчитаться об одном рекламном посте в Telegram-канале, нужно подать сведения:

  • о полной сумме акта;
  • датах распространения рекламы по акту и по факту;
  • части суммы акта на интернет-рекламу по договору с рекламодателем;
  • стоимости размещения креатива на площадке;
  • стоимости единицы услуг;
  • количестве показов по плану и по факту.

Причем в разных ОРД эти поля называются по-разному. Инструкции от оператора к оператору также различаются. Еще сложнее процесс получается, когда реклама распространяется в Telegram-канале в течение нескольких месяцев, а оплата происходит за факт размещения и закрывается одним актом. Некоторые ОРД в этом случае рекомендуют разбивать стоимость, дошедшую до площадки, пропорционально количеству дней, другие вообще не описывают такой сценарий.

Участники рынка пытаются разобраться самостоятельно: пишут в поддержку ОРД, получают противоречивые (а иногда противоположные) ответы, приходят в чат и ищут решение коллективно. И держат при этом в уме вероятность получения штрафа в случае ошибки в отчете.

Должен заметить, что Роскомнадзор открыт для общения: коллеги реагируют на запросы, дают комментарии и ответы. Это помогает разобраться в хитросплетениях отчетности. Но что было бы действительно полезно – это стандартизация отчетности по всем ОРД и четкое описание всех возможных вариантов подачи с примерами. Чтобы участники рынка могли работать строго по методичке с уверенностью в том, что они не допускают ошибок и не рискуют получить штраф.

Вечная отчетность

В течение 30 календарных дней, следующих за месяцем распространения рекламы, необходимо подавать отчет о количестве показов креатива на площадке – даже если показов не было. Это нужно проделывать каждый месяц, пока реклама продолжает распространяться в интернете.

Сейчас рынок ждет поправок в закон, которые ограничат срок отчетности. А пока есть рекламные материалы, о которых участники цепочки размещения отчитываются уже больше года, потому что разместили их без удаления в блогах, СМИ, на YouTube-каналах – несмотря на то, что договорные обязательства по ним давно выполнены. При этом за подачу некорректных данных предусмотрена ответственность. В итоге в случаях, где возможности автоматизировать сбор данных о количестве показов нет, специалисты тратят всё больше часов на ручной мониторинг. Отчетность бизнеса растет в геометрической прогрессии – это создает дополнительную нагрузку на него.

Это далеко не все проблемы, связанные с маркировкой интернет-рекламы. Часть из них можно снять с помощью автоматических решений по маркировке и отчетности или при поддержке подрядчика, который проконсультирует и поможет заполнить отчетность. Но факторов неопределенности и стресса даже в этом случае останется немало.

Мы надеемся, что в течение 2024 года регуляторы совместно с ОРД стандартизируют процесс, опишут различные кейсы и составят полноценные пошаговые инструкции по всем этапам маркировки и отчетности.

Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой


Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА SEONEWS
Как мы увеличили число посетителей сайта на 89 000 человек и индекс качества на 30 единиц за 4 месяца
Никита Ширяев
4
комментария
0
читателей
Полный профиль
Никита Ширяев - Здравствуйте, 1. ТЗ на создание контента, это всего лишь одна из задач, которую мы делаем на проекте. 2. Получаемый текст обязательно проходит проверки на спам. 3. ТЗ на создание контента, это ориентир для авторов. 4. Как раз таки ТЗ помогает не переспамить в тексте, так как мы замеряем показатели ТОПа и ориентируемся на него. И опять приведу Вам скриншот, который подтверждает постоянный рост рейтинга домена. DR имеет сильную прогрессию.
Алексей Романенков (Rookee): как обеспечить проекту видимость в интернете и какими инструментами ее наращивать
Rookee
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee - Добрый день. Взяли на заметку, спасибо. Чтобы не пропустить материал на тему репутационной стратегии от Алексея, следите за Rookee в соцсетях :)
Михаил Сливинский (Яндекс): об алгоритмах качества в поиске, сгенерированных текстах и накрутке ПФ
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Владимир, спасибо за комментарий! Если вдруг Михаил сюда не придет, то мнением и мыслями можно напрямую поделиться в ТГ амбассадора. В этой новости оставляли контакт: www.seonews.ru/events/vebmasterskaya-2024-v-yandekse-poyavilsya-ambassador-internet-ploshchadok-v-poiske/
Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat
Анна Макарова
389
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Анна Макарова - Для городского велосипеда 14-16 кг - вполне ок, можно сказать легкий. Почему нет? )) Понятно, что есть варианты и легче, но они уже скорее всего будут спортивного плана, где каждый грамм имеем значение.
Матвей Северянин дает экспертный отзыв: 788 000 ₽ за месяц на продаже Telegram-каналов – реально
Александр
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр - Согласен с Матвеем. Сам покупаю- продаю Тг каналы на бирже : t.me/birga_prodagi_tg_kanalov - Биржа продажи ТГ каналов | Альянс-А
Контекстная реклама, таргет и SEO вошли в топ-3 каналов продвижения бизнеса в 2023 году
Сергей
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей - Например, так {censored} - продвижение карточки в органике Google :) Также в Яндекс.Директ есть направление контекста для маркетплейсов.
Как продвигать сайт на Tilda: особенности продвижения и рекомендации специалистов
Konstantin Bulgakov
16
комментариев
0
читателей
Полный профиль
Konstantin Bulgakov - Спасибо за рекомендации, полезно. Но кажется, что тематика в кейсе не самая конкурентная + часть запросов в продвижение брендовые, там и без сео позиции будут в топе.
23 сервиса для эффективного экспресс-аудита любого сайта
Илья
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Илья - Lighthouse - работаю пока с ним, не подводит
Зачем вам доверие поисковиков, как его укреплять и привлекать клиентов на сайт
Rookee
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Rookee - Рекомендуем задуматься как можно скорее, потому что даже только что созданный сайт чаще всего нуждается в оптимизации. Битые ссылки, лишние редиректы, низкая скорость загрузки - от всего этого нужно избавляться, чтобы сайт успешно продвигался в поиске и удерживал внимание пользователей. Тарифы на оптимизацию бывают разные, в Rookee базовая техническая оптимизация стоит 13 090, а в рамках Комплексного продвижения может обойтись дешевле или дороже в зависимости от потребностей сайта.
Как вырастить трафик из блога в 9,7 раз за год. Кейс
Сергей Шабуров
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Сергей Шабуров - Константин, здравствуйте! Лид-формы у нас прямо в статьях, так что трафик идет с самих статей.
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
910
Комментариев
834
Комментариев
554
Комментариев
540
Комментариев
483
Комментариев
389
Комментариев
373
Комментариев
262
Комментариев
249
Комментариев
171
Комментариев
156
Комментариев
141
Комментариев
121
Комментариев
120
Комментариев
100
Комментариев
97
Комментариев
97
Комментариев
96
Комментариев
80
Комментариев
77
Комментариев
74
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
59

Отправьте отзыв!
Отправьте отзыв!