РИФ 2018: как операторы связи взаимодействуют с государством и пользователями
18 апреля прошел первый день РИФ 2018. Одним из спикеров мероприятия был ведущий юрист правозащитной организации «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян. Он представил результаты исследования, посвященного оценке политик и практик деятельности четырех крупнейших российских операторов мобильной связи (Теле2, «Билайн», «Мегафон», МТС). В отчете демонстрируется, какие усилия «Большая четверка» операторов прилагает для обеспечения прав граждан на свободу самовыражения и тайну частной жизни, а также как соблюдает стандарты по защите цифровых прав человека и гражданина.
Для проведения исследования использовалась методология Ranking Digital Rights. Исследуемые вопросы сгруппировали по пяти основным темам:
- Позиция компании по соблюдению прав человека.
- Доступность Пользовательских соглашений (ToS) и Политики конфиденциальности.
- Защита прав пользователей на свободу информации.
- Защита прав пользователей на приватность.
- Способы блокировок ресурсов, применяемые операторами.
Результаты
Позиция компании по соблюдению прав человека
Здесь учитывалась любая активность компании по анонсированию отношения к текущим законопроектам и законам, прямо влияющим на цифровые права человека. Также на оценку влияло участие в ассоциациях, чей фокус направлен в том числе на соблюдение прав и свобод пользователей.
«Билайн» и МТС гораздо громче других компаний заявили о своей приверженности соблюдению прав человека. Это можно объяснить участием холдинговых компаний Veon (для «Билайн») и АФК «Система» (для МТС) в Глобальном договоре ООН, который требует от участников соблюдения его принципов.
Стоит отметить, что российское законодательство не требует от операторов публиковать данные о запросах со стороны госорганов.
Доступность Пользовательских соглашений и Политики конфиденциальности
Здесь оценивалось, насколько легко пользователям найти Правила и Политику, а также насколько понятно они написаны и как подробно описаны процедуры внесения изменений в такие документы и извещение об этом клиентов.
Результаты показали, что все операторы размещают в публичном доступе для широкого круга лиц собственные Пользовательские соглашения и Политику конфиденциальности. Однако документы обычно трудночитаемы, так как написаны языком юридического канцелярита. В некоторых случаях документы сложно найти на сайте.
Защита прав пользователей на свободу информации
Здесь исследователи рассмотрели транспарентность компаний по публикации сведений о причинах ограничения доступа к некоторым сайтам и страницам, количестве запросов об ограничении доступа, порядка принятия решений об ограничении доступа к ресурсам. Кроме того, для понимания порядка и объема информирования пользователей о причинах блокировки сайтов были изучены страницы «заглушек» на предмет их содержания, а также наличия всех необходимых информационных элементов.
Ни один из операторов не публикует процедуру принятия решений об ограничении доступа к онлайн-ресурсам, порядок обжалования таких решений. Недоступна и информация о количестве блокируемых оператором сайтов. Стоит отметит, что наилучшим образом причинах блокировки оповещают абонентов в МТС: информацию можно найти без переходов на другие сайты.
Защита прав пользователей на приватность
Исследователи изучили публичные декларации компаний касательно объема собираемых персональных данных абонентов, их использования, порядка хранения и удаления. Отдельное внимание уделили анализу внутренних процедур по контролю за доступом к данным пользователей и их предоставления по запросу государственных органов.
Как показали результаты, ни один из операторов не оповещает абонентов о рисках ограничения их конституционных прав и не раскрывает информацию о возможностях перехвата трафика пользователей правоохранительными органами с помощью системы СОРМ.
Способы блокировки сайтов
Исследователи выделяют пять вариантов ограничения доступа к запрещенным ресурсам:
- Блокировка по IP-адресу и протоколу;
- Блокировка с помощью технологии DPI;
- Блокировка по URL-адресу;
- Блокировка посредством платформы (обычно применяется поисковыми системами);
- Блокировка по DNS.
Выводы
На основании полученных данных исследователи сделали следующие выводы:
- Компании не публикуют данные о количестве запросов от госорганов.
- Процедура блокировки сайтов и порядок обжалования не разъясняются.
- Документы написаны сложным для восприятия языком и их сложно найти.
- «Страницы-заглушки» операторов связи раскрывают различную по объему информацию.
Ознакомиться с данными исследования более подробно можно здесь.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой