Почему покупают онлайн-курсы
Ниша онлайн-образования или EdTech – одна из самых быстрорастущих сфер в экономике. И рост одинаково стремительный в мире в целом и в России в частности. В чем же секрет? Спрос рождает предложение – эту непреложную истину все мы и так знаем. А вот откуда такой спрос? Это уже интереснее, но обо всем по порядку.
О цифрах
Рынок образования занимает приличную часть мирового ВВП, по оценкам экспертов – более $6 трлн. Доля российского рынка – 270 млрд рублей – именно столько россияне потратили на онлайн-образование в 2022 году.
И хотя эксперты предрекали падение рынка на 40% в 2022 году, он показал рост на 17%, по данным агентства Smart Ranking.
То есть, несмотря на все экономические и политические потрясения, люди покупают онлайн-курсы. При этом самые разные.
О курсах
По данным того же агентства Smart Ranking, самое востребованное направление в онлайн-образовании – это дополнительное профессиональное образование. Примерно треть всех онлайн-курсов, которые покупают россияне, имеют такую тематику. На втором месте – детское образование, на третьем – традиционно языковые курсы. Россия тут идет в ногу с мировыми трендами. По оценкам экспертов, самую большую долю на мировом рынке составляет образование взрослое (46%), чуть поменьше – детское (36%) и на последнем месте – обучение иностранным языкам (18%).
Начнем с конца – именно языковые курсы одними из первых стали появляться в онлайн-пространстве. Тут все более или менее очевидно. Их популярность и востребованность – уже устоявшийся тренд.
Детское образование – тоже вполне очевидный сегмент. На детях не принято экономить, они более адаптивны к новым форматам, и как правило их интересы более диджитированны (прим. подвержены влиянию цифровых технологий).
А вот дополнительное профессиональное образование – куда более интересная тема. Это и получение новых профессий, в том числе востребованных на рынке, и повышение квалификации, и получение знаний в смежных сферах. Но почему онлайн, а не традиционное образование в вузах? Что это – мода на онлайн-курсы или острая необходимость?
Кто и что покупает?
В академии Web School мы постоянно изучаем пользовательское поведение своих учеников. И с ростом популярности онлайн-образования мы замечаем и более осознанный подход к выбору курсов и их специфики.
Каждый второй наш ученик прежде, чем приобрести курс, изучает отзывы. В среднем 2% наших учеников приходят в академию по рекомендации друзей и знакомых.
Если еще год назад подавляющее большинство наших учеников, придя в академию, впервые сталкивались с таким форматом обучения, как онлайн образование, то сейчас около 30% имеют четкое представление об онлайн-курсах.
Люди хотят учиться, они видят в этом выгоду вне зависимости от возраста, пола, уровня достатка или места проживания.
Большая часть учеников нашей академии – женщины. Из 16 000 учеников в 2022 году 90% приходится именно на прекрасный пол.
Если мы говорим про женщин, то они чаще всего выбирают курсы по современным специальностям, таким как копирайтинг, SMM, маркетплейсы, а также направление эзотерики.
Для мужчин более востребованы IT-специальности, в том числе веб-дизайн и контекстная реклама. Женщины в меньшей степени отдают предпочтение этим направлением.
А вот с возрастом учеников история очень интересная. Мы отмечаем, что за последний год увеличился возрастной диапазон учеников. Если в 2021 году возраст учеников в среднем составлял 25–35 лет, то сейчас он расширился до 45, а в некоторых направлениях до 60 лет. Сейчас у нас 5% учеников в возрасте от 50 до 60 лет.
Мы отмечаем закономерность между возрастом основного преподавателя курса и его учениками. Чем старше преподаватель, тем старше его аудитория. Поэтому даже в одном направлении возрастной разброс учеников может сильно варьироваться. В нашей академии не редкая история, когда из 30 учеников одного потока по контекстной рекламе больше половины учеников в возрасте 45–55 лет, – рассказывает руководитель отделения развития академии Web School Наталья Пестова.
Нет четкого распределения и в том, к кому идут учиться – к преподавателям мужчинам или к преподавателям женщинам. Тут все зависит от направления, возраста и особенностей курса.
У меня на курсе примерно половина учеников женщины и половина мужчины. Есть значительная разница в их мотивации. Если мои ученицы хотят получить специальность и работать в найме, то у мужчин четкий запрос на создание собственного бизнеса на маркетплейсах, – рассказыавет преподаватель академии Web School Антон Алхутов.
Так почему люди покупают курсы?
На это есть сразу несколько причин. И все они на поверхности, все они обоснованы современными реалиями. Вы наверняка слышали, что именно IT-специальности самые востребованные. Это верно, но это не единственное крупное направление.
Дизайн и креатив – также очень популярное направление. Есть еще профессии, которые появляются в силу роста того или иного сегмента рынка. Это SMM-специалисты всех мастей: таргетологи, создатели стратегий продвижения и контента, помощники блогеров и специалисты по коротким видео.
Или же, например, специалисты по маркетплейсам. Там тоже есть свои узкие специальности, они очень похожи на направление SMM: продвижение, визуальная составляющая, стратегия, работа с отзывами. Специалисты по маркетплейсам – новые SMMщики.
Одно из необычных направлений – это эзотерика. Да, в этой сфере тоже учат профессиям, и это направление по популярности уже может конкурировать даже с IT. Россияне хотят стать нумерологами, астрологами, тарологами и так далее. И не только потому, что им нравятся эти направления, хотя и это тоже, но и потому, что такие специалисты зарабатывают. Доход в нише сравним со средним доходом среднестатистического россиянина.
Кстати, большое заблуждение, что онлайн-образование – это только профессии для удаленщиков. На просторах интернета можно найти курсы для специалистов по ремонту стиральных машин, холодильников или телефонов. Отдельная история про курсы, которые рассказывают, как стать специалистом по мелкому ремонту, так называемый сервис «муж на час».
Вы, наверное, уже понимаете, к чему я веду. Онлайн-образование может дать то, что не может дать образование фундаментальное. Это не хорошо и не плохо – это просто реалии современной жизни. Дополнительные возможности – это и есть причина востребованности такого формата обучения.
Про актуальность
По данным отчета консалтинговой компании Frost & Sallivan, в начале 2022 года более чем 30 млн специалистам в России требовались профессиональная переподготовка или повышение квалификации. А традиционная система образования, к сожалению, не всегда может отвечать современным требованиям рынка труда.
В силу особенностей бюрократической системы очень часто случается так, что к моменту, когда образовательная программа утверждена, она уже устарела. Ведь она не будет кардинально меняться на протяжении всех 3–4 лет обучения. А 3–4 года для современной жизни – это целая пропасть. Всё слишком быстро меняется. Кризисы и политические конфликты, мировые события, такие как пандемия, рост отдельных сегментов рынка, например, e-commerce – всё это данность. Быстро реагировать на такие изменения могут только крупные современные российские образовательные заведения. А их в России единицы. И это касается не только каких-то ультрасовременных профессий, речь в том числе и про вполне традиционные.
Маловероятно, что в каком-то провинциальном вузе или колледже студентам педагогических специальностей преподают особенности ведения уроков онлайн. А это вполне востребованные знания с учетом текущих реалий, мы всё еще не забыли пандемию.
Или еще один пример – подготовка к собеседованию.
Отдельный блок в курсах – это работа с потенциальными клиентами. Именно на уровне самопрезентации и деловой коммуникации. Как составить резюме, пройти собеседование и даже просто общаться. Я вижу, что вне зависимости от возраста у наших учеников нет этих знаний. Можно предположить, что люди старшего поколения не получили таких навыков, но и у молодежи этого тоже нет. И получается, не важно, насколько ты хорош. Если ты не сможешь произвести впечатление на собеседовании или переговорах – ты не получишь работу. В очень редких вузах этому уделяется внимание, – рассказывает руководитель отделения продукта Полина Онохова (подразделение занимается разработкой и сопровождением обучающих курсов Web School).
Онлайн-университеты не ограничены рамками государственных образовательных программ. Они мобильны и могут быстро отвечать на запросы рынка. Фундаментальное вузовское образование этим похвастаться не может.
А уж сколько востребованных и современных профессий появилось, а им просто не учат. Пока появятся такие программы, профессии могут просто исчезнуть. Все мы помним бум SMM, сейчас бум e-commerce. Таких специальностей в государственных учебных заведениях нет. А спрос на таких специалистов есть.
Про деньги и скорость
Спрос на онлайн-курсы определяет и возможность быстро конвертировать знания в деньги. Скорость заработка тут значительно выше. И речь не только про смену профессий, но также и про повышение квалификации и получение дополнительных знаний к базовым.
Почти все такие курсы нацелены на параллельное получение теоретических и практических знаний, то есть наработку портфолио. Вот и получается, что по окончанию онлайн-курса у тебя и знания, и опыт и ты уже не новичок, а вполне себе крепкий специалист.
В середине обучения нам сказали, что пора практиковаться и не просто на каком-то тестовом проекте, а с реальным работодателем. То есть нужно было не отработать свои знания, а предоставить свою услугу и получить за это деньги – я растерялась. Я подумала, что это шутка, я же еще так мало всего знаю, как я буду это делать? Меня практически заставили силой, – рассказывает ученица академии Web School Анжелика Смирнова. – И вот сейчас, когда я закончила курс, я так благодарна, что меня переубедили, и я все-таки стала работать уже на курсе. Потому что все самые сложные первые шаги при работе с реальным заказчиком я прошла вместе с кураторами. У меня есть опыт, мне сейчас есть что рассказать и показать.
В традиционном образовании у тебя по окончанию вуза – диплом и теория, возможно, ты подрабатывал по специальности, но на очном обучении получить хороший практический опыт практически невозможно.
Про мотивацию и поиск себя
По данным опроса сервиса по поиску работы hh.ru, 85% россиян хотя бы раз за последние полгода задумывались о смене профессии.
Я захотела освоить новую специальность, потому что в своей профессии у меня происходит выгорание. Мне не нравится моя работа, условия, доход, – рассказывает ученица Web School Айгуль Галеева.
Система профориентации в школах даже сейчас работает не в полном объеме. А уж 10–15 лет назад, когда школу заканчивали самые активные покупатели онлайн-курсов и подавно. Поэтому учебное заведение и будущую специальность россияне выбирали по принципам: «за компанию», «по совету родителей» и «куда возьмут».
Кроме того, с мировым трендом на принятие себя, своих желаний и осознанность люди всё чаще думают о смене деятельности.
Мне нужна была удаленная работа. Так как я проживаю за городом и нет возможности ездить в офис. Плюс искала именно, чтобы откликалось в духовном плане, – рассказывает ученица академии Web School Юлия Петухова.
Пойти в университет или техникум в 30–40 лет, для российских реалий – это немыслимо. К тому же потратить на новую профессию 2–4 года – эту роскошь люди не могут себе позволить. Вот и получается, что единственный выход – онлайн-образование. Это быстро, коммерчески выгодно и можно совмещать с работой.
Резюмируем
Многие реалии нашей жизни перешли в онлайн, и образование не исключение. Всегда были люди, которые хотели поменять профессию или получать дополнительные навыки. То есть запрос на такие услуги был. Просто раньше это было сложнее и трудозатратнее.
Запрос остался, а получение услуги стало элементарным. Прибавьте к этому стремительный темп жизни, где время ценится дороже денег. И получится, что онлайн-образование – это просто решение проблемы большого количества людей.
Почему люди покупают онлайн-курсы? Всё старо, как мир. Потому, что знания дают им возможности, которые они могут конвертировать в деньги и самореализацию.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой