Переезд сайта без потерь трафика и дохода – возможно ли это

Переезд сайта, например, для смены CMS, – серьезный вопрос, особенно если у ресурса много страниц, а на его продвижение в поисковой выдаче было потрачено изрядное количество времени и сил. Рассказываем, как эффективно провести переезд и не потерять ничего ценного в процессе.

Почему переезжать сложно

В процессе переезда сайта вы неизбежно столкнетесь с трудностями разного характера:

  • Технические проблемы. 
  • Необходимость сохранить SEO-потенциал сайта. 
  • Разногласия с администрацией сайта и различными структурными подразделениями (если это не ваш сайт, а ресурс вашего клиента).  
  • Возможность лага – когда поисковики не успеют отреагировать на переезд, и сайт теряет позиции и посещаемость. Чем больше сайт, тем длиннее может быть лаг – вплоть до нескольких месяцев.

Чтобы не потерять трафик и позиции в выдаче при переезде сайта, российские и зарубежные специалисты рекомендуют уделить больше времени проработке стратегии. Эти меры позволят сохранить накопленные SEO-показатели либо, в случае снижения, быстро восстановить их.

Как сформировать оптимальную стратегию переезда

Расставьте приоритеты, чтобы понимать, какие страницы переносить в первую очередь. Определите значимость следующим образом:

  1. Наиболее значимые страницы (главная, продуктовые и так далее). 
  2. Страницы, которые получают больше всего трафика. 
  3. Страницы, которые имеют больше всего входящих ссылок.

После редиректа наиболее приоритетных страниц двигайтесь далее. Не следует торопиться с переносом и начинать переносить все сразу – лучше выполнить работу медленнее, но более тщательно, чем ускоряться и совершать ошибки.

Составьте план, в котором будет указано, какие страницы на какой адрес перенаправляются. Для упрощения этой задачи сгруппируйте контент, связанный между собой логически. При этом помните, что сайт должен быть внятно структурирован и интуитивно понятен пользователям, а также роботам поисковых систем.

Как правило, для переноса применяется редирект 301. Реже используется редирект 302 – временный и более подходящий для страниц, контент которых все еще находится в процессе переноса. После настройки редиректа убедитесь, что страница не выдает ошибку 404, а на сайте не появилось дублей контента.

Если страница содержит входящие ссылки, сообщите владельцам ссылающихся сайтов о переезде и укажите новый адрес, по которому можно найти страницу. Так вы не потеряете ссылочный вес и не обнулите результат проведенных SEO-работ. 

Определите время, в которое планируете завершить переезд. Будьте реалистичны, не задавайте невыполнимых сроков. Спешка при настройке переадресации большого количества страниц – верный путь к неисправимым ошибкам.

При этом не стоит разделять переезд страниц одной категории на этапы – избыточное дробление процесса не упрощает работу, а, наоборот, создает дополнительные трудности, например, с производительностью и конкуренцией страниц сайта друг с другом, а также с появлением неучтенных входящих ссылок, которые вы наверняка забудете перенести. 

Как корректно настроить 301 редиректы

Настроить подобные редиректы для отдельных страниц не составляет труда.  Проблемы возникают в случае с масштабным переездом: например, если речь идет о крупном корпоративном сайте или об интернет-магазине с большим количеством товаров. В подобных случаях рекомендуется:

  • Применять метасимволы для обобщенных категорий адресов, чтобы упростить их переезд. Если в разделе с ноутбуками /laptop/ 40 товарных страниц, разом перенесите их в новый раздел, обозначив как /laptop/*.
  • Включать все параметры при перенаправлении на новую страницу, использующую эти параметры, чтобы они не потерялись в процессе переезда. Например, для ноутбуков одной модели, но разных цветов, можно настроить редирект с параметром /laptop/123?color=.
  • Использовать шаблоны переезда, чтобы настроить редиректы сразу для большого количества однотипных страниц.  
  • Проверять правильно ли указаны параметры и метасимволы, чтобы по ошибке не перенести ненужные страницы.  
  • Просматривать историю редиректов, чтобы обнаруживать цепочки и разрывать их, сразу перенаправляя посетителей из начальной точки в конечную. Найти подобные цепочки можно при изучении журнала сервера на предмет адресов, которые повторяются несколько раз подряд. В частности, для этого можно использовать специализированные инструменты.  
  • Тщательно проверять новые редиректы – как правило, более новые редиректы имеют больше ошибок, чем те, чей возраст насчитывает не менее полугода.

Работа со старыми редиректами 

Чтобы не потерять трафик при переезде, необходимо учитывать и те редиректы, которые были настроены на сайте более полугода назад. Для этого зафиксируйте какие именно страницы будут меняться или вообще удаляться в процессе переезда – составьте список редиректов, которые ведут на них. Также обновите все старые редиректы, чтобы они вели на новые правильные адреса. При этом уделите внимание следующим страницам:

  • Временным страницам событий, после переезда ведущим в общий раздел.
  • Продуктовым страницам, которые будут перенаправлены на новую модель товара. 
  • Постам из блога сайта, которые будут вести в архив категорий.

Помните, что далеко не все старые редиректы вам понадобятся в будущем, поэтому часть из них смело можно удалить. Составьте тщательный план, чтобы определить, какие из них актуальны, а какие – нет.

Борьба с естественными ограничениями редиректов

Нередко при попытке организовать переезд крупного ресурса с большим количеством страниц могут возникнуть проблемы, сопряженные с ограничениями CMS. У некоторых из них существует лимит редиректов, которые могут одновременно действовать на сайте. Однако эти ограничения можно обойти рядом способов:

  • Активно применяйте метасимволы, чтобы уменьшить количество редиректов при переносе страниц одной категории.
  • Если есть возможность, не включайте в редиректы различные параметры одной и той же страницы – помните, что зачастую они не индексируются. 
  • Устраняйте цепочки редиректов – они способны быстро исчерпать доступный лимит. 
  • Действуйте в порядке приоритета переноса страниц, чтобы в первую очередь перенести тот контент, который вам действительно ценен, приносит трафик и конверсии. 
  • Уточните у поставщика CMS, есть ли возможность увеличить лимит редиректов на вашем сайте. Иногда это можно сделать за дополнительную плату.  

Анализ эффективности переезда 

После проведения работ необходимо определить, насколько эффективно прошел переезд, и не нуждается ли ресурс в дополнительной оптимизации, чтобы восстановить потерянный трафик и SEO-показатели. Чтобы дать процессу взвешенную оценку, регулярно анализируйте следующие параметры:

  • Органический трафик. Если по истечении нескольких месяцев после переезда трафик, получаемый из поисковых систем, снизился и не восстанавливается до прежних значений, необходимо провести дополнительную оптимизацию.
  • Позиции по ключевым запросам. Если вы потеряли позиции в поисковой выдаче и они не улучшаются с течением времени, скорее всего, в процессе переезда были допущены ошибки, которые необходимо устранить. 
  • Индексация. С помощью инструментов Яндекса и Google определите, какие страницы после переезда так и не попали в индекс поисковых систем. В случае с особо крупными сайтами процесс повторной индексации может занять до полугода. Однако, если страницы не попали в индекс естественным путем, скорее всего, поисковые роботы не могут получить к ним доступ – проверьте карту сайта, внутреннюю перелинковку и настройки в robots.txt. 
  • Входящие ссылки. Необходимо провести ссылочный аудит, чтобы убедиться, что старые ссылки теперь ведут на новые страницы.  

Подытожим

Успех переезда зависит от целого ряда факторов, в том числе от показателей самого сайта, а также того, насколько его структура удачна, а редиректы – правильно настроены. Используйте эти рекомендации, чтобы избежать ошибок и в оптимальные сроки завершить переезд даже сложного ресурса. 

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)