Особенности SEO для онлайн-школ и обучающих курсов

Во втором квартале 2024 года объем российского рынка онлайн-образования составляет 32,04 млрд ₽, а годовая динамика оценивается в 22,46% – согласно рейтингу агентства Smart Ranking. Причем, несмотря на сдерживающие экономические факторы, представители EdTech-компаний в основном прогнозируют дальнейший рост индустрии – об этом говорят результаты недавнего исследования платформы Skillbox.

Многообещающие показатели привлекают новых игроков рынка, которые не располагают такими же бюджетами на маркетинг, как лидеры отрасли. И тогда главным источником трафика становится SEO-оптимизированный контент. Работать с ним непросто – специфика продвижения онлайн-курсов требует глубокого анализа поисковых запросов, грамотного подбора семантического ядра и создания привлекательных целевых страниц.

В статье расскажем о ключевых особенностях SEO для онлайн-школ. Эти знания помогут выйти в топ поисковой выдачи и привлечь больше учеников.

SEO: оптимальный источник трафика для онлайн-школ

Работа над повышением видимости сайта в поисковых системах это ключевой инструмент онлайн-школ, поскольку он позволяет привлекать органический трафик, который не требует регулярных затрат на рекламу. Если не принять меры для того, чтобы ученики легко находили курсы по запросам, клиенты воспользуются услугами конкурентов.

На органический трафик приходится 25% от общего числа посетителей сайтов онлайн-школ – согласно исследованию сервиса Serpstat.

Поисковая оптимизация зачастую оказывается эффективнее, чем другие методы продвижения EdTech-компаний. И на то есть четыре причины:

  1. Долгосрочный эффект. В отличие от рекламы, которая требует постоянных расходов, успешная SEO-стратегия работает на перспективу. Оптимизированный сайт приносит трафик даже спустя месяцы после проведенной работы.
  2. Точность аудитории. Поисковые запросы, связанные с обучением, имеют высокий коммерческий потенциал, так как пользователи уже заинтересованы в конкретных темах. Это приводит к лучшей конверсии по сравнению с другими источниками трафика.
  3. Рост спроса на онлайн-обучение. Интерес к курсам повышается – это подтверждают исследования сервиса Serpstat. А значит, увеличивается количество поисковых запросов, имеющих отношение к образованию, – и компании получают возможность захватить большой объем трафика.
  4. Разнообразие ключевых запросов. SEO в нише онлайн-образования позволяет охватить различные сегменты рынка – от курсов для детей до профессиональной переподготовки. Это делает поисковую оптимизацию гибким инструментом для привлечения разных категорий учащихся.
На первой странице выдачи «Яндекса», Google и других систем находятся не только лидеры отрасли, но и мелкие онлайн-ресурсы – такой вывод сделали сотрудники сервиса Serpstat после того, как проанализировали примерный трафик образовательных организаций. Это значит, что благодаря SEO новые игроки рынка могут составить конкуренцию EdTech-гигантам.

Получается, что SEO – это не только источник трафика, но и способ обеспечить стабильный поток новых студентов при грамотной стратегии продвижения, учитывающей особенности нишевых запросов и конкуренции.

Лиды, которые приходят с SEO, на порядок дешевле, чем из других источников, – Павел Батаев, SEO-эксперт.

Особенности ниши онлайн-образования

На рынке EdTech успели закрепиться не только крупные платформы вроде Coursera и Udemy, но и локальные онлайн-школы. Чтобы выделиться среди действующих игроков рынка, нужно позаботиться о качественном содержании образовательных материалов и тщательно проработать SEO-стратегию.

Первое, на что стоит обратить внимание, – широкий спектр поисковых запросов: информационных (например, «как быстро освоить Java») и коммерческих («лучшие курсы программирования на Джава»). А еще пользователи могут искать бесплатные уроки или именно программы с сертификатами. Это позволяет гибко формировать семантическое ядро – список слов по тематике проекта, на базе которого разрабатывается контент.

Особенность ниши онлайн-образования заключается в том, что топ поисковой выдачи делят между собой крупные ресурсы и мелкие сайты с узким семантическим ядром. 

Причем небольшие платформы активнее оптимизируют контент под маркерные запросы и чаще занимают по ним высокие позиции.

Второй момент – технические особенности ниши. Онлайн-школам важно правильно оптимизировать платформы. Страницы курсов, личные кабинеты, лендинги с подробными описаниями программ и вебинаров должны быть не только интересными, но и SEO-дружественными.

Третий факт – местные курсы или школы могут эффективно продвигаться с помощью локальной оптимизации. Пользователи ищут образовательные программы по географическому признаку, что делает геозапросы важной частью SEO-стратегии.

И наконец, в нише онлайн-образования важную роль играет разнообразие контента: статьи, видео, кейсы, подкасты. Материалы должны быть полезными и качественными, чтобы удовлетворить потребности аудитории и продемонстрировать серьезный подход к разработке курсов.

Особенность продвижения онлайн-школ заключается в том, что им сложно объединить все материалы в один сайт. Довольно хлопотно перенести на движок того же WordPress курсы с GetCourse и лендинги, созданные в Tilda, – Павел Батаев, SEO-эксперт.

Как новичку рынка EdTech улучшить SEO-показатели и видимость сайта:

1. Проводить регулярный анализ конкурентов. Найдите соперников в органическом и платном поиске, проанализируйте семантические ядра и используйте найденные запросы для собственного роста.

Прежде чем использовать запрос, оцените его сложность. Если он высокочастотный и коммерческий, а у конкурента много обратных ссылок, и сайт ранжируется по большому количеству поисковых фраз, продвигаться по найденному ключу нецелесообразно – вытеснить соперника из топа будет сложно и дорого.

97% поисковых фраз характеризуются низкой сложностью – согласно исследованию сервиса Serpstat. Значит, в органическом продвижении относительно низкая конкуренция, несмотря на активное развитие ниши онлайн-образования.

2. Подобрать качественную семантику. Соберите релевантные ключевые слова, сгруппируйте их и начните оптимизировать контент под низкочастотные, среднечастотные и длинные запросы (long-tail). Используйте сервисы для веб-мастеров, чтобы получить подсказки для каждой страницы сайта.

Не забывайте распределять ключевые фразы по разным статьям на сайте, чтобы избежать каннибализации – создания лишних страниц, которые будут ранжироваться по одним и тем же запросам.

3. Работать над наращиванием ссылочного профиля. Посмотрите обратные линки у конкурентов и самостоятельно найдите качественные сайты-доноры.

На что обращать внимание при анализе конкурентов:

  • общее количество обратных ссылок на сайт, в том числе уникальных;
  • авторитетность доноров;
  • количество уникальных доменов, которые ссылаются на конкурента;
  • наличие приклеенных к сайту доменов со своей ссылочной массой.
89% онлайн-школ используют брошенные домены для искусственного увеличения ссылочной массы – по данным Serpstat.

4. Исправить технические ошибки. Проведите SEO-аудит платформы – вручную или с помощью специализированных сервисов. Устраните ошибки, которые мешают ранжированию и оцените результаты.

5. Использовать спецэлементы (SERP features). Повысьте CTR сниппетов и сделайте сайт заметнее в выдаче путем добавления:

  • карты;
  • блока с каруселью (это один ряд плашек, которые ведут на другую страницу поиска);
  • графа знаний с картой и справа под ним – других вариантов поиска;
  • подсказок и похожих фраз;
  • блока с картой и тремя адресами;
  • изображения в сниппете;
  • рейтинга статьи (со звездами);
  • примеров иллюстраций для запроса;
  • сведений об организации;
  • большого информационного сниппета;
  • графика запроса;
  • списка вопросов, связанных со сниппетом;
  • двух блоков контекстной рекламы – вверху и внизу поисковой выдачи;
  • хлебных крошек вместо URL.

6. Регулярно мониторить позиции сайта. Каждый день проверяйте видимость и трафик на целевые страницы с компьютера и мобильного телефона (при наличии мобайл-версии ресурса).

Кстати, почти половина онлайн-школ (47%) продвигаются в поисковой выдаче исключительно за счет SEO-оптимизации, не используя контекстную рекламу, – по данным Serpstat.

Факторы ранжирования, важные в сфере образования

Ключевой пункт SEO-стратегии – качество контента. И это касается не только платных учебных программ, но и материалов, которые находятся в открытом доступе – вводных курсов, статей, новостей. Усовершенствованные алгоритмы поисковых систем быстро обнаруживают неуникальные, малополезные и сгенерированные нейросетями тексты, чтобы исключить их из топа выдачи.

Стратегия, по которой эксперты самостоятельно пишут статьи на сайт, не работает. Контент должен создаваться кураторами или копирайтерами, которые знают стиль школы и продукт, – Павел Батаев, SEO-эксперт.

Какие еще факторы влияют на видимость онлайн-школы в Яндексе, Google, Bing и других поисковых системах:

  1. Отзывы. Чтобы повысить доверие учеников, EdTech-компании должны участвовать в рейтингах, публиковать положительные отклики и кейсы успешных выпускников. Чем больше доказательств полезности курсов, тем выше авторитетность школы в глазах поисковиков.
  2. Технические аспекты. Важны быстрая загрузка страниц, удобная навигация, наличие мобильной версии и безопасность сайта (SSL-сертификаты). Ученики проходят уроки с разных устройств, так что сайт должен быть удобным для работы на ПК, планшетах и смартфонах.
  3. Оптимизация под длинные поисковые фразы. Чтобы найти образовательный продукт, люди часто используют специфичные запросы, такие как «курсы по программированию для начинающих с сертификатом». Если задействовать такие словосочетания при создании контента, это позволит охватить «горячую» целевую аудиторию.
  4. Мультимедиа. Поисковики уделяют внимание наличию интерактивных элементов. Для онлайн-школ это важный аспект, так как видеоуроки, презентации, анимация и подкасты повышают вовлеченность пользователей и увеличивают время, проведенное на сайте.
  5. Образовательная лицензия. Наличие правовых документов на сайте повышает доверие к онлайн-школе. Они не только помогают в ранжировании веб-страниц поисковыми роботами, но и демонстрируют посетителю ресурса легитимность поставщика услуг.

Какие разделы должны быть на сайте

Грамотное структурирование онлайн-платформы помогает в SEO-продвижении и улучшает пользовательский опыт, увеличивая доверие к школе и конверсию.

Ключевые разделы сайта образовательной организации:

Раздел

Содержимое

Главная страница

Краткая информация об онлайн-школе, уникальном торговом предложении и актуальных программах – с акцентом на конкурентные преимущества

«О компании»

Сведения о миссии онлайн-школы, команде, образовательной лицензии, сертификатах, наградах и реквизитах – этот раздел должен быть максимально подробным и авторитетным

Курсы

Описание актуальных образовательных программ с детализированной информацией о формате, стоимости, продолжительности, результатах обучения, документах для выпускников, помощи карьерного центра, доступных стажировках и т. д.

Отзывы и кейсы

Реальные истории успеха, обратная связь от учеников, результаты работы школы – такие сведения повышают уровень социального доверия и улучшают ранжирование поисковыми системами

Цены, акции

Стоимость курса или диапазон цен, понятная расписанная система оплаты

Информационный блог

Экспертные статьи с материалами на актуальные темы из сферы образования и профессионального развития (эти материалы не только увеличивают количество целевых страниц, но и помогают укрепить позиции школы как лидера в нише)

Блок «Вопросы и ответы»

Пояснения по моментам, которые часто вызывают сомнения у посетителей сайта

Контакты

Удобные способы связи с указанием номера телефона, мессенджеров, электронной почты, социальных сетей и т. д. Важно также предусмотреть форму обратной связи и окно чата с сотрудником службы поддержки


Какие блоки должны быть на главной, странице курса и раздела

Онлайн-школа должна проработать все посадочные страницы сайта и ряд блоков – по словам Ильи Русакова (CEO impulse.guru), это повысит авторитетность ресурса в глазах поисковых систем.

1. Главная страница:

  • УТП (уникальное торговое предложение) – краткое, но убедительное описание школы;
  • основные курсы – карточки с информацией;
  • отзывы и кейсы (результаты выпускников и их впечатление от обучения);
  • форма захвата – для записи на пробный урок или оформления новостной рассылки.

2. Страница курса:

  • описание программы – перечень материалов, цели обучения;
  • преподаватели – короткие биографии с достижениями;
  • форма записи – быстрая регистрация.

3. Блог или информационный раздел:

  • список статей – структурированная и удобная навигация по темам;
  • форма комментариев – возможность обсуждения материалов.

Почти у всех образовательных проектов материалы блога становятся самыми трафиковыми страницами. Важно привлекать к их написанию экспертов, – Владислав Наумов, Head of SEO в Inweb.

В онлайн-образовании большую роль играет личный бренд преподавателя, потому что все хотят обучаться у известного специалиста, – Михаил Шакин, SEO-специалист, автор блога shakin.

Заключение

SEO-продвижение онлайн-школ и курсов – это неотъемлемая часть эффективной стратегии привлечения учеников. Грамотно организованная структура сайта, качественный контент, наличие образовательной лицензии и техническая оптимизация позволяют закрепиться в топе поисковой выдачи.

Онлайн-школам следует уделить особое внимание главной странице сайта, лендингам курсов и разделам с информацией, чтобы угодить одновременно пользователям и алгоритмам поисковых систем. Инвестиции в качественное SEO непременно окупятся – образовательная платформа получит возможность долгосрочного роста и стабильный поток клиентов.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)