Optimization 2019: Пять трендов поискового маркетинга от Сайруса Шепарда
Западным гостем на Optimization 2019 стал Сайрус Шепард (Cyrus Shepard) – SEO-эксперт, экс-сотрудник Moz и основатель компании Zyppy.
Напомним, Сайруса выбрала сама аудитория в рамках голосования в нескольких Telegram-каналах.
И Сайрус приехал, несмотря на решение сделать перерыв в выступлениях, и рассказал о 5 трендах поискового маркетинга. А SEOnews подготовил обзор этого доклада.
Напомним, свои прогнозы и SEO-тренды на 2020 год также представили наши специалисты.
Свое выступление Сайрус Шепард начал с того, что отметил, он приехал сюда слушать и учиться тому, как делают SEO не в англоязычном мире. Т.к. Сайрус работает в США, его доклад посвящен продвижению в Google. Он отметил, что если бы у них был еще второй популярный поисковик, например, Яндекс, это помогло бы решить проблемы, которые сейчас есть и о которых пойдет речь в его докладе.
Zero-click сессии
Вот так выглядит доля поисковиков в мире:
Как видим, 94% занимает доля Google: 69,35% принадлежит поисковику, еще 20,45% – поиску в Google Картинках и почти 3% – поиску YouTube.
Когда-то давно между Google и вебмастерами был заключен негласный договор. Как заявлял сооснователь Google Ларри Пейдж:
Мы делаем Google, чтобы пользователи приходили сюда искать то, что им нужно. И мы хотим, чтобы Google быстро показывал им, где это можно найти.
Но сегодня эта договоренность нарушена.
По некоторым запросам, например, «joker release date» в выдаче Google нет результатов, по которым можно было бы кликнуть. Google берет информацию с сайтов, но в обмен не дает им трафик, т.к. в результатах поиска просто нет ссылок.
Помимо этого в выдаче Google присутствуют расширенные сниппеты, которые также сказываются на уменьшении CTR сайтов в выдаче, т.к. на страницу с результатами поиска поисковик вытягивает все больше информации по теме запроса, и переходить на сайт у пользователя уже нет необходимости.
Новой тенденцией стали двойные расширенные сниппеты (double featured snippets), которые еще больше снижают вероятность перехода на сайт.
В июне 2019 года впервые в истории Google было зафиксировано, что более половины всех запросов не заканчиваются кликами.
За последние три года трафик на сайты из выдачи Google сократился на 16%. При этом клики по рекламным объявлениям Google за это время увеличились с 2% до 4%.
Если сравнивать десктопную и мобильную выдачу, то можно отметить следующее: трафик на сайты на десктопах не особо не поменялся (60%), а вот на мобильных устройствах упал с 40% до 26%. В итоге в мобильной выдаче только каждый четвертый поиск заканчивается кликом. Зато заметно выросли (с 3% до 12%) запросы в Google, которые заканчиваются кликом по рекламному объявлению, т.е. теперь каждый 10-й поиск заканчивается кликом по рекламе.
Мобильная выдача Google образца 2015 и 2019 годов отличаются тем, что сейчас органических результатов просто не осталось, до них нужно скроллить и скроллить:
Что в итоге: на сайты трафик из Google падает, доходы Google от рекламы стабильно растут.
Что это значит?
- Нужно думать не о кликах, а о видимости в целом.
- Все больше транзакций/брендов будут перемещаться в Google, что сделает сами сайты менее релевантными по определенным запросам.
- Трафик перестает быть адекватной метрикой для оценки успеха.
Регуляторы
Несколько лет европейские регуляторы разворачивали активные действия против Google («право быть забытым», GDPR), но в итоге их требования несильно повлияли на основной бизнес компании. В 2012 году Федеральная торговая комиссия США развернула масштабное расследование против Google, но никаких конкретных действий также принято не было.
Но сегодня у регуляторов опять возникают вопросы к Google, и главные среди них:
- Google часто показывает в выдаче свои сервисы либо просто заставляет ходить пользователей с одной страницы поиска на другую, при этом используя информацию со сторонних сайтов. Насколько честно себя ведет компания?
Сайрус Шепард отметил, что 12% всех кликов в выдаче заканчиваются переходами на сервисы Google (Поиск, Новости, Карты, Gmail, YouTube, Картинки), и регуляторы всерьез обеспокоены следующим:
Google начинает устанавливать монополию в поиске.
- Справедливо ли поступает Google, используя информацию с ресурсов для отображения в выдаче, но при этом не предоставляя ссылок на них?
- Насколько правомерно использует Google операционную систему Android и браузер Chrome и не приводит ли это к нечестной конкуренции?
В этом году произошло нечто беспрецедентное: все 50 штатов объявили о масштабном расследовании против Google. В дополнение к этому президентские выборы в следующем году могут привести к серьезным действиям, например, один из кандидатов Элизабет Уоррен уже предложила «разбить» IT-гигантов вроде Google, Facebook и Amazon на отдельные компании.
Что это значит?
- Google может быть разбит на более мелкие компании,
- Google будет вынужден сделать более заметными сторонние сайты,
- Создатели контента наконец получат ссылки на себя в выдаче,
- Google будет вынужден рассказать, как работает его алгоритм.
Изменения в факторах ранжирования
В этом году в алгоритмах Google произошел сдвиг: если раньше поисковик учитывал в первую очередь популярность сайта, то теперь на первое место вышли факты.
Google важно, чтобы на сайте была точная и достоверная информация.
Google годами работал над алгоритмом, который будет выделять так называемую «научную правду». И результаты уже есть: например, сайт известного в США доктора нетрадиционной медицины теперь можно найти в Google, только если вбить в поиск имя этого доктора. Хотя раньше этот сайт высоко ранжировался по миллионам запросов.
И это произошло не только с этим сайтом.
Многие ресурсы, информация на которых расходится с научными доказательствами, пропали из выдачи и потеряли трафик.
В первую очередь это сайты финансовой и медицинской тематик, а также YMYL-сайты (прим. ред. Your Money or Your Life – это ресурсы, информация на которых может оказать прямое влияние на благополучие пользователя. У Google к таким сайтам повешенное требование к качеству).
Самое интересное, что сам Google не знает, какие факты достоверны. Он берет информацию с нескольких проверенных популярных ресурсов, отмечает определенные факты, и сайты, на которых информация противоречит им, могут попасть под санкции.
Также есть вопрос к качеству сайтов: на забаненных сайтах на 433% чаще встречались призывы к действию – т.е. у них была коммерческая цель. И также на таких сайтах больше партнерских ссылок.
Что это значит?
- Если ваш сайт относится к YMYL – вы в зоне риска.
- Сайты, информация на которых противоречит общепринятым фактам, могут ранжироваться ниже.
- Классические сигналы «Доверия» могут получать больше веса.
Платные ссылки
В 2012 году Google выпустил алгоритм Пингвин, который был направлен против сайтов, закупающих ссылки. Но тем не менее большинство оптимизаторов по-прежнему считают, что платные ссылки работают и используют их.
Пример трафика крупного сайта, который активно закупает ссылки последние несколько лет:
Плюс инструмент Google Disavow позволяет любому пойманному на покупке ссылок сайту, реабилитироваться в глазах поисковика.
Что это значит?
- Возможностей у платных ссылок все больше.
- Эксперименты с Google Disavow Tool оправданы.
- Но Google может изменить принципы работы инструмента, так что в любом случае использование платных ссылок – это риск.
Микроразметка
Даже по популярному запросу «social media» сайт, который находится в выдаче Google на третьем месте, получает минимум трафика:
И если раньше ключевое слово можно было оценить по предполагаемому объему трафика, то теперь низкие CTR делает эту метрику практически бесполезной.
Чтобы занять как можно больше места в выдаче, надо использовать микроразметку.
Совет от Сайруса Шепарда: Если нет кликов, просто засуньте в Google всю страницу целиком.
Внедрение микроразметки может привести к изменению соотношения кликов/просмотров, и нужно подумать, какие из метрик действительно важны.
SEO-инструменты
В конце выступления Сайрус поделился подборкой инструментов, которые он использует в своей работе.
- Edgemesh.com решает проблему медленной загрузки сайта.
- Технология Google Vision API автоматически классифицирует картинки. Пригодится для сайтов, на которых много изображений, часть из которых – контент, загружаемый пользователями.
- Сервис InLinks от Majestic помогает с перелинковкой и созданием архитектуры на сайте. Инструмент анализирует сайт и ищет страницы, которые друг другу релевантны и логически связаны. Также он может добавлять на страницы микроразметку, чтобы Google была понятнее тематика страницы.
- Linkbildr – плагин для WordPress, который упростит линкбилдинг. Он сканирует пост, ищет в нем ссылки, находит контакты и рассылает им письма с просьбой о расшаривании статьи.
Остальные любимые инструменты Сайруса можно найти по ссылке: https://moz.com/blog/best-free-seo-tools
Презентацию доклада Сайруса Шепарда вы найдете по ссылке.
Интересное с Optimization 2019:
1. Optimization 2019: Современные проблемы SEO-специалистов
2. SEO-тренды: как пробиться в ТОП в 2020 году
3. Исследование факторов ранжирования в Яндексе и Google в 2019 году
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой