Optimization 2019: будущее SEO-специалиста или путь до SEO-аналитика
Как определить свое место в профессии, быть успешным и востребованным на рынке digital сейчас и в будущем?
На прошедшей конференции Optimization 2019 Стас Поломарь (автор сервиса SEOWORK) поднял вопрос о становлении и перспективах развития SEO-специалиста в ближайшем будущем.
Как складывается ситуация?
На данный момент рынок находится в процессе перехода к Data Driven SEO. Процесс проходит неравномерно, множество специалистов и SEO-подрядчиков по-прежнему принимают решения и проводят работы по сайту «на ощупь». При таком подходе если что-то не получается, они винят во всем бизнес и его специфику, если получается – признают своей заслугой.
В свою очередь, для бизнеса процесс продвижения непрозрачен. Например, есть активность на ресурсе, но ее смысл условен, или требования, описанные в ТЗ, нереально совместить с техническими возможностями сайта. Часто специалисты смотрят и оценивают результаты по таблицам второстепенной важности: отчетам по позициям, которые не отражают ничего, кроме динамики позиций, и в лучшем случае – отчетам по видимости.
Почему так происходит и как решить проблему?
В работе специалиста есть действия, которые делать ЛЕГКО, а есть те, которые делать СЛОЖНО, и совершенно не хочется заморачиваться.
Погружаться в бизнес и реально работать над развитием сайта – это действительно непростая задача. Но мы разработали формулу, которая помогает это упростить.
Достаточно представить, что:
-
Сайт бизнеса – это ваш продукт.
-
Ваша задача – развивать его так, чтобы получить больше поискового трафика и продаж.
Для этого надо построить «среду» или «процесс», где можно измерить реакцию сайта на все решения и действия. Задача сложная, но интересная! Только тогда вы сможете дать ответ на все вопросы, касающиеся любых действий с сайтом, например:
• Что дают эти работы для конкретных страниц сайта?
• Стоит ли вкладываться в такой тип контента?
• Как повлияли на поведение для сегмента сайта и что это дало?
• Какие точки роста (страницы) и насколько смогли реализовать?
Давайте подробнее рассмотрим, как можно к этому прийти.
Для начала нужно понять, что сайт – это не линейная система. Это структура, в которую входит множество сущностей:
-
категории (вертикали, бизнес-направления);
-
типы страниц;
-
сами страницы;
-
наборы страниц, поделенные по продуктовым, SEO-, бизнес-свойствам.
После того как вы «препарируете» проект подобным образом, вы получите информацию по всем уровням и сможете принимать решения, опираясь на данные. Например, разберете, где страницы с отзывами, какие страницы являются листингами, а где представлено большое описание.
Нужно «крутить» сайт, смотреть на него под разными углами. Это даст возможность оцифровать потенциал роста на всех уровнях: по категориям и по страницам, совместив эти данные с маржинальностью, расставить приоритеты по работам.
Что дают такие данные?
Можно получить четкий и развернутый ответ на вопросы бизнеса:
• Где ожидать отдачу и насколько большую?
• Какие действия стоит продолжить, а какие остановить?
• Какие свойства или работы насколько эффективны?
• В какой части проекта случились проблемы или наоборот успех?
На выходе должен получиться оцифрованный план работ, иными словами, базис, который лежит в основе взвешенной стратегии по SEO.
Кто может это сделать?
Мы переходим к вопросу эволюции специалиста по SEO. Работать на таком уровне с данными может только аналитик, в нашем случае – SEO- аналитик. Проще всего им стать, обладая знаниями хорошего SEO-специалиста.
Как видно из списка ниже разница между этими позициями не столь критична и тем не менее.
Что на практике делает SEO-аналитик?
• Расчет unit-экономики внедрений.
• Ассортиментная и конкурентная аналитика.
• Стратегия для контент-направления.
• UX задачи.
• Работа с аудиторией.
• Кросс устройства.
• Контекст vs SEO.
• Типовые работы по SEO они тоже делают ☺
Бонусом станет более высокий уровень дохода (на основе аналитики данных предложений с сайта hh.ru).
Как же стать SEO-аналитиком?
Мы разработали, как нам кажется, неплохую систему, как специалисту вырасти в аналитика. В целом, достаточно использовать принципы Data Driven SEO. Но давайте по пунктам.
№1. Разрисовать подробную структуру сайта.
Собрать все сущности по всем уровням сайта, которые мы описывали в начале этой статьи и агрегировать данные по ним.
Что вам потребуется:
• Позиции
• Частотность
• Метрики видимости
• Трафик
• Метрики дополнительные (техничка, индексация, поведение, содержание и пр.)
Данные агрегируем по всем элементам структуры.
№2. Сделать аудит сайта.
У нас есть подробный вебинар на тему, как сделать SEO-аудит. Попробуйте!
№3. Задавать «правильные» вопросы.
Семинар про сегментирование вам в помощь.
Например, я сформулировал несколько принципов, который помогут сделать отчет по «Анализу ранжирования» более емким и разносторонним. Сравните сущности по системе:
• Противопоставление. Два множества сущностей с противоположным свойством.
• Страницы с отзывами и без, с большим описанием и маленьким.
• Градации. Множества, побитые по степени обладания свойством.
• Контрольная группа. Относительно чего смотрим.
№4. Попробовать выступить на стороне «бизнеса».
Выступите на стороне «бизнеса», например, как продакт-менеджер своего проекта. Почувствуйте, как это, когда все зависит только от вас и никакие отговорки не помогут.
Напоследок, несколько рекомендация для бизнеса
- При любых внедрениях и процессах, требуйте подтверждение данными.
- Двигайтесь по схеме:
• Что можем получить?
• Оценка свойств и действий.
• План + проверка эффективности, внесение корректировок.
- Платите за данные и выводы из них, а не за отчеты.
- Строить работу с SEO нужно исходя из позиции, что это часть продукта, а не отстраненный внешний подрядчик.
Презентацию доклада Стаса Поломаря вы найдете по ссылке.
Интересное с Optimization 2019:
1. Экосистема дистрибуции контента
2. Как создать Турбо-страницы и избежать ошибок. Кейсы
3. Умеет ли поиск понимать текст? Как работать с новыми текстовыми факторами
4. Что можно применять в Рунете из англоязычного SEO
5. Ошибки текстовых анализаторов
6. Как создать контент-стратегию для SEO и пиара за 9 шагов
7. Пять трендов поискового маркетинга от Сайруса Шепарда
8. Современные проблемы SEO-специалистов
9. SEO-тренды: как пробиться в ТОП в 2020 году
10. Исследование факторов ранжирования в Яндексе и Google в 2019 году
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой