Метрики SEO: почему врут и каким можно верить
SEOWORK помогает крупным проектам строить SEO-аналитику и принимать взвешенные решения на основе точных данных. Мы обратили внимание, что SEO-команды оценивают свой прогресс с помощью различных SEO-метрик. В этой статье мы решили провести ревизию и разобраться, какие из них по-настоящему показательны и почему.
Поехали!
SEO-метрики
По нашим наблюдениям за рынком, большинство SEO-команд сегодня отчитываются о своей работе с помощью относительных метрик: % топ 3, % топ 5 или % топ10 и метрики видимости. Сегодня для любого сайта их автоматически рассчитывает большинство SEO-сервисов.
Насколько расчеты корректны и показательны? Можно ли им доверять? Спойлер – и да, и нет.
Давайте разбираться!
● % топ 3 (% топ 5 / % топ 10) – доля запросов, находящихся в топе.
Корректность расчета этой метрики сильно зависит от запросов, по которым ее рассчитывают. Если учтены не все запросы, метрика будет отражать неполную картину, а если при ее расчете в фокусе будут в основном низкочастотные запросы и достаточно мало высокочастотных, картина может получиться чересчур оптимистичной и далекой от реальности.
Не самая объективная метрика.
● Видимость – также известная как PTraf, относительная метрика, коррелирующая с трафиком.
Расчет значения видимости базируется на частотности запросов и коэффициентах кликабельности (CTR), которые для каждой позиции в топ 10 имеют свое значение.
Метрика видимости гораздо объективней % топ 3:
- она учитывает частоту запроса;
- она учитывает, что разные позиции кликаются по-разному, т.е. страница на 10-ой позиции будет кликаться реже и даст меньше переходов, чем страница на первой или второй позиции.
Если говорить о значениях CTR, то как правило, в сервисах SEO-аналитики они заданы, и метрика видимости рассчитается на их основе автоматически.
Например, в аналитической платформе SEOWORK для расчета метрики видимости используются значения CTR из таблицы ниже. Они полученные в ходе анализа большого объема данных по различным проектам.
Но это теория.
А как обстоят дела на самом деле?
Чтобы ответить на этот вопрос, команда продактов и аналитиков SEOWORK провела большое исследование: собрала и обработала уникальный массив данных, данных более трети крупных проектов из топ 100 e-com РФ.
О репрезентативности и масштабах исследования могут говорить следующие цифры – ежемесячно мы охватывали:
- более 1,4 млрд показов и более 65 млн кликов в Яндексе;
- порядка 0,5 млрд показов и 30 млн кликов в Google.
Параллельно мы анализировали трафик и продажи проектов.
Наблюдениями и выводами делимся ниже.
Расчет видимости: теория vs реальность
В ходе исследования мы проанализировали поисковую выдачу Яндекса и Google в нескольких популярных нишах. Например, мы заметили, что кликабельность топ 10 позиций в нише «Электроника» в Яндексе и Google различна.
Наиболее сильны различия между поисковиками у CTR первых позиций. В середине топ 10 значения выравниваются и различия не столь значительные. Тем не менее, кликабельность всех позиций топ 10 в Яндексе ниже, чем в Google. Вероятно, в Яндексе внимание пользователей привлекают рекламные блоки, которых нет в Google, и разнообразные колдунщики.
А что в других нишах? Насколько кликабельность позиций различается в зависимости от тематик?
Сравним кликабельность первых позиций выдачи нескольких ниш: Электроника, DIY и Информационные проекты.
На графиках мы отчетливо видим, что кликабельность разных позиций в разных нишах разная. Это объясняется не только отсутствием рекламы в Google и особенностями поведения пользователей, но и спецификой отдельных ниш. Например, в DIY-сфере не так широко представлены маркетплейсы (Ozon, Wildberries), как в Электронике, и бороться за первые места в выдаче кажется выгодней.
Проанализировав таким образом еще несколько ниш, мы пришли к выводу, что при расчете видимости обязательно нужно учитывать следующее:
- CTR в Google отличается от CTR Яндекса (из-за отсутствия рекламы);
- CTR первых трех мест разное и не может быть одинаковым;
- CTR в различных тематиках различно.
А как живет рынок?
Проанализировав большой массив данных и получив уникальные знания о рынке, мы не могли не задаться вопросами – по каким CTR считает видимость рынок? И насколько корректны CTR SEOWORK?
Минимальные расхождения с реальностью нас порадовали.
А что с Google? Ведь согласно нашему исследованию достаточно большой выборки крупных еком-проектов, большая часть дохода из органики приходится именно на Google.
Расхождения SEOWORK с реальными CTR в Google оказались чуть больше, чем в Яндексе, но так же незначительны.
Мы сравнили CTR еще одного популярного сервиса проверки позиций с реальными CTR, полученными нами в ходе исследования.
Коэффициенты одного из сервисов проверки позиций выглядят так:
Одинаковое значение CTR первых трех позиций настораживает – это очень расходится с реальностью, когда CTR первых трех позиций различен. Для наглядности сравним коэффициенты сервиса с реальными CTR в нише Электроника.
Расчет видимости различных товарных категорий на основе коэффициентов сервиса съема позиций и реальных коэффициентов ниши дает совершенно разные значения!
Так как CTR сервиса выше реального, значения видимости также выше и, как мы видим, значительно! У бизнеса и SEO-команды при таких расчетах складывается крайне оптимистичная картина, увы, далекая от реальности.
Заключение
Как мы выяснили на примерах, разные SEO-сервисы считают видимость по-своему – из-за различных значений CTR. Тем не менее, решение с минимальной погрешностью подобрать можно, и мы поделились выше, на что стоит обратить внимание для корректной оценки видимости проекта.
Если вы хотите еще больше повысить точность расчетов – обратите внимание на значения CTR под конкретные ниши, ведь мы выяснили, что они могут отличаться в зависимости от отрасли. Возможность задавать для расчета видимости коэффициенты под конкретные ниши совсем скоро появится в SEOWORK – следите за обновлениями платформы 11 ноября.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой