Китай: посторонним вход воспрещен? Или Тайвань и Гонконг как SEO-альтернатива

Статья написана в рамках статейного конкурса Serpstat и SEOnews.

Условия конкурса

Что в первую очередь приходит нам на ум, когда мы слышим название такой страны, как Китай? Богатая история? Стремительно развивающийся рынок? Наверное, нет. Ответ проще: нескончаемые людские ресурсы, а попросту – население. Именно этот фактор в первую очередь манит многие компании выйти на рынок Поднебесной, закрепиться там и «сдирать» огромную прибыль и трафик с полуторамиллиардного колосса. Но все ли так просто?

В этой статье мы познакомим читателя с проблемами, которые возникнут на пути любого SEO-шника или сотрудника отдела маркетинга, если перед ним стоит задача вывести свой сайт в Baidu – именно эта поисковая система является основной в Китайской Народной Республике, и расскажем, почему подчас верным решением может стать перенаправление своего проекта в соседние Тайвань и Гонконг. Сразу оговоримся, что к варианту с продвижением сайта через китайские и иные SEO-агентства мы не обращаемся и опираемся на свои силы и ресурсы.

Несколько слов о Baidu

Лидер китайского поиска развернул свою полномасштабную работу в самом начале ХХI в., появившись очень вовремя, как раз таки тогда, когда интернет только начинал проникать во все сферы нашей жизни. Выручка данного проекта росла параллельно со стоимостью акций год от года.

Как только китайские власти поняли, что на их глазах может вырасти компания, способная по масштабам и оборотам дать бой самому Google, тут же начали вводиться определенные ограничения на выдачу и контент, предоставляемый пользователям. Были поставлены жесткие цензурные фильтры, которые дают возможность почти полностью исключить из контента прямую или косвенную критику власти. Не будет сюрпризом для большинства читателей и то, что такие ресурсы, как Google, YouTube, Twitter, Facebook, и другие популярные на Западе соцсети в Китае находятся под фильтром или, как его иначе называют, под «китайским фаерволом». Вместо них в Китае существуют местные аналоги популярных сервисов, которыми китайцы пользуются ежедневно. Иногда они представляют из себя кальку с западного аналога, иногда китайские разработчики вносят что-то свое. Так, китайский YouTube называется YouKu, местным Twitter‘ом служит Weibo, ну а Baidu занимает место поискового гиганта Google.


Расширившись и закрепившись на рынке, Baidu запустила свои собственные поисковые и не только проекты, такие как:

  • Baidu Zhidao (QA-сервис)
  • Baidu Tieba (форум на миллион тем, фактически, социальная сеть)
  • Baidu Wenku (хранилище статей самой различной тематики, происхождения и качества)
  • Baidu Jingyan (форум, где пользователь выкладывает свой опыт в чем-либо, большинство обсуждений на этом ресурсе можно приравнять к типу «как это сделать», «как это работает» и т.п.).
  • И некоторые другие...

В чем сложность?

Допустим, вы или ваш начальник поражен потенциальным количеством трафика, который может принести Поднебесная, и вы хотите сделать версию своего сайта на китайском языке или уже ее сделали. Допустим, вы собрали семантику и ключевые слова, правильно и равномерно распределив их по страницам. Возможно, даже начали и внешнюю оптимизацию. Однако через некоторое время вы можете понять, что вас попросту нет и не предвидится в Baidu ни по каким запросам (возможно, кроме брендовых или очень четко входящих в оптимизацию сайта), несмотря ни на какую «трастовость» сайта и вес обратных ссылок.


Дело в том, что в Китае существует достаточно простая и хитрая система защиты своих сайтов в выдаче. Для нормального ведения сайта в Китае требуется ICP-лицензия, которая может выдаваться на руки только резиденту КНР (физическому или юридическому лицу). Все остальные сайты считаются Baidu нелегальными, полулегальными или иностранными, а значит, ненужными китайскому юзеру. Решения проблемы следующие: искать партнеров на территории Китая или же регистрировать там свою компанию.

Второй проблемой выхода в Китай станет ваш хостинг. Если ваш сайт каким-то странным образом не стоит на китайском сервере, то средняя скорость его загрузки по стране будет достаточно низкой. Скорость, в свою очередь, является одним из главных факторов ранжирования в Baidu. Нет скорости загрузки – нет ТОПа, и даже не только ТОПа, а средних, рабочих позиций. Отсюда – решение проблемы следующее: разместить свой сайт на китайском хостинге.

По сути, мы перечислили два основных ключика к хотя бы возможности выхода в Baidu и составления какой-либо конкуренции за позиции в Китае. Существует предположение, что продвинуться в Китай (и Baidu, в частности) можно и за счет гонконгского хостинга. Этот путь не предполагает регистрации лицензии, однако в своей практике автор пока что не сталкивался с успешными кейсами, в которых была применена эта лазейка. Есть ощущение, что в Baidu заложен фактор наличия ICP-лицензии на сайте как один из основных при составлении ранжирования. Это кажется логичным, поскольку Baidu – это цензурированная поисковая система, а получение государственной лицензии – это в том числе и официальное прохождение цензурного фильтра. Остальные составляющие успеха касаются уже внутренней и внешней оптимизации Вашего ресурса, об особенностях которых можно поговорить отдельно.

Есть альтернатива...

Готовы ли вы пойти по такому тернистому и ничего не обещающему пути, есть ли у вас на это финансовые и человеческие ресурсы (для этой работы просто необходим человек, знающий китайский язык, а лучше несколько таких специалистов) и, конечно же, время – вы должны рассчитать сами. В данной статье мы попытаемся раскрыть еще один путь, с которого можно начать проникновение на китайский рынок без большого риска.

Дело в том, что Китай формально не един. Помимо Китая (или как его правильно и официально назвать – Китайская Народная Республика), на этой территории существуют еще три полунезависимых государства, условия продвижения в которых не подразумевают таких серьезных проблем. Да, мы не получим тех золотых гор трафика и денег, о которых мечтали, когда смотрели на статистику запросов КНР, но, во-первых, мы можем подготовить базу: обозначить свой бренд очень близко к Китаю и повысить его узнаваемость фактически в его пределах; во-вторых, можем открыть для себя добротный рынок сбыта, о котором многие, может быть, даже не знали. С оговорками по сфере бизнеса и при прочих равных этот рынок может конкурировать по трафику и конверсии продаж с такими странами, как Италия и Испания. Речь, как вы уже поняли, идет о продвижении в Тайване, Гонконге и Макао.

Первые два государства входят в так называемую группу «Четырех азиатских тигров» – стран, которые на протяжении конца ХХ в. демонстрировали очень высокие темпы развития экономики. На сегодняшний день Тайвань – это 20-я экономика мира по ВВП, средний уровень заработных плат там составляет свыше 1800 долларов США. Это полупризнанное островное государство располагается чуть к востоку от материкового Китая. Исторически Тайвань стал убежищем для проигравших в гражданской войне с коммунистами гоминьдановцев. С тех пор Тайвань не признает себя частью Китайской Народной Республики, не поддерживает режим Коммунистической Партии Китая и ведет самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Население Тайваня по оценкам на 2016 г. составляет 23 миллиона человек. Основной поисковой системой в Тайване является Google (порядка 90–95% запросов обрабатывается этим поисковиком), что заметно облегчает нам задачу по продвижению.

Особое внимание нужно уделить тому, что Тайвань использует традиционные китайские иероглифы в качестве официального письменного языка. Не пытайтесь продвинуться в данный регион с сайтом на упрощенных иероглифах – это письменность большинства китайцев с материка. Отношения между Тайванем и Китаем до сих пор довольно напряженные, и это в том числе отражается на восприятии письменности: немалая часть тайваньцев испытывает отвращение к упрощенным иероглифам, хотя и не скрывает, что может их прочесть. Таким образом, использование упрощенных иероглифов для Тайваня ничем не лучше, а возможно, даже еще хуже, чем международного английского языка. Кстати, несколько слов о нем: в Тайване уровень владения английским на порядок выше, чем в КНР, но не настолько, чтобы задумываться о ненадобности перевода сайта или продукта на родной язык. Хотя здесь многое зависит от того, насколько серьезное внимание вы готовы уделять развитию этого направления.


Гонконг и Макао в силу своих небольших размеров могут выступать придаточными SEO-рынками Тайваня, поскольку и там, и там также используются традиционные китайские иероглифы в качестве основной письменности. Однако Гонконг – бывшая территория Британской Империи, и во многом по этой причине вторым государственным языком там считается английский. Еще там распространен кантонский диалект китайского, однако это в большей мере распространяется лишь на устную речь. Как и на Тайване, в Гонконге широко используется Google, а проблем со скоростью интернета, как на материковой части Китая, не бывает в принципе.

Итак, почему выход в Google Taiwan и Google Hong Kong может быть более выгодным решением на раннем этапе, чем выход в Baidu China:

1) Иностранным компаниям, особенно средним и мелким, войти в выдачу Baidu не так-то просто. Потребуется большой подготовительный этап по поиску партнеров (если их нет), регистрации ICP-лицензии и сайта на китайском хостинге. Фактически это означает, что вы начнете сайт с нуля в столь конкурентной среде как Китай, а авторитет вашего основного «западного» сайта не сыграет никакой роли для Baidu. Для Тайваня и Гонконга ваш сайт может стать открытым в намного более простом исполнении.

2) В Baidu нужно быть готовыми к не совсем белому SEO. Сможете ли вы конкурировать во внешней оптимизации с местными игроками на рынке, которые наверняка лучше вас знают правила этой игры? Для продвижения в Baidu следует подготовить большой план по внешней оптимизации и изучить ситуацию очень глубоко. А если у вас есть успешный опыт SEO-продвижения в Европе, России или США, то продвижение в Тайване и Гонконге не доставит серьезных проблем.

3) Существует представление, что Китай – это большая торговая площадка. В некотором смысле это можно проецировать и на выдачу. Оцените сперва ее. Если вы предлагаете купить какие-то товары, то практически не сомневайтесь, что в выдаче ждет конкуренция с бесчисленными торговыми площадками, авторитет которых для Baidu наверняка будет выше и, возможно, даже недосягаем для вас, в таком случае будет целесообразнее продвигаться внутри этих площадок и агрегаторов. Дополнительно ко всему Baidu практически всегда старается разместить в выдаче страницы своих поисковых проектов (Baidu Zhidao, Baidu Jingyan и др.), занимая определенную часть ТОПа, что не может являться положительным фактором для SEO.

4) Не нужно ждать высокой конверсии. Китай – это не Западная Европа. Большая конкуренция, достаточно низкий уровень средней ЗП – все это непременно будет отрицательным фактором, сказывающимся на конверсии продаж. Ситуация в Тайване и Гонконге в этом смысле значительно благоприятнее.

5) Наконец, войдя на рынок Гонконга и Тайваня, вы представляете свой бренд практически внутри Китая, попутно находясь в поиске наилучших возможностей, связей и партнеров для продвижения в Большом Китае.

Таким образом, мы показали, что SEO-продвижение в Тайване и Гонконге может стать некой «синицей в руках» любого оптимизатора и в то же время подготовительным этапом на длинном пути в Китай. Поэтому, если вас мучают сомнения о целесообразности вложения денег для SEO в Китае, можете смело обратить внимание на трех его соседей и изучить ситуацию там. Возможно, именно этот рынок станет золотой серединой между риском, прибылью и затратами, в которую и нужно ударить.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)