Как облачные сервисы решают бизнес-задачи
Задумайтесь на секунду – что объединяет аутсорсинговую компанию, промышленное предприятие и финтех-стартап? Ответ прост: чтобы все эти компании существовали, да еще и прибыль приносили, нужно управлять инфраструктурой, общаться в команде, ставить задачи и контролировать их выполнение.
Во всем этом могут помочь облачные сервисы. Сегодня их используют 94% компаний в мире и рынок постоянно растет – например, за 2023 год он увеличился на треть, показав прирост около 40%, а в 2024 году, по прогнозам, он вырастет не менее чем на 30%.
В этой статье речь пойдет о сфере применения облачных сервисов и о том, как они могут помочь бизнесу справляться с рутинными задачами.
Для начала – небольшая справка о том, что вообще такое облачные технологии.
Итак, облачные технологии (cloud computing) – это модель предоставления вычислительных ресурсов и услуг через интернет по требованию.
Если более конкретно, то одним из самых распространенных примеров облачных технологий являются решения по модели:
- SaaS (от англ. Software as a Service – программное обеспечение как услуга, то есть можно пользоваться ПО без необходимости устанавливать и управлять им на собственных серверах),
- также частый пример – это PaaS (от англ. Platform as a Service – платформа как услуга, то есть предоставление инфраструктуры для разработки, тестирования и развертывания приложений),
- DBaaS (от англ. Database as a Service – база данных как услуга, в рамках которой предоставляется возможность пользоваться и управлять базами данных в облаке).
Теперь перейдем к кейсам использования облачных сервисов – расскажем, для каких именно задач они подходят лучше всего.
Автоматизация рабочих процессов
Сегодня вопрос автоматизации актуален для любого бизнеса – 74% российских организаций активно запускают подобные проекты, а к 2028 году, по прогнозам, темпы роста мирового рынка автоматизации процессов составят 5,9%.
Особенно остро необходимость в автоматизации ощущается, когда проект растет, ведь если, например, обработку 10 заявок с сайта в день можно поручить сотруднику, то 100, а тем более 1000 вручную обработать он уже не сможет.
Возможным вариантом, позволяющим закрыть потребность в автоматизации любых бизнес-процессов, может стать использование для этой цели облачных вычислений. По прогнозам, к 2027 году более 70% предприятий будут использовать отраслевые облачные платформы для ускорения своих бизнес-инициатив.
Вот несколько примеров облачных платформ, которые можно использовать для автоматизации рабочих процессов:
- Salesforce – CRM-система для управления продажами, маркетинговыми кампаниями и взаимодействием с клиентами;
- SAP Business One – поможет автоматизировать обработку заказов, создание счетов-фактур, управление запасами и т. д.;
- Appian – низкокодовая платформа, которая позволяет создавать настраиваемые приложения для сотрудников, клиентов или партнеров.
Помимо этих и других платных решений, существует и бесплатное ПО, которое можно буквально в один клик развернуть на виртуальном сервере с целью автоматизации бизнес-процессов.
Одним из таких решений является бесплатная платформа n8n, которая поддерживает более 300 различных приложений (среди них есть даже Почта России), которые можно использовать одновременно. Скажем, вы хотите получать сообщение в Telegram при изменении документа в Google Docs или создавать тикеты в Freshdesk на основе записей в Airtable – это и многое другое возможно с n8n.
Платформа развивается семимильными шагами – благодаря активному сообществу из 20 тысяч участников и 60+ новыми версиями ежегодно.
Вы получаете автономную систему, которая поможет повысить эффективность работы, улучшить UX и сэкономить время благодаря автоматизации рутинных задач, позволив сосредоточиться на главном – развитии и расширении вашего бизнеса.
Эффективная настройка рабочего пространства
Любые компании, вне зависимости от масштаба и сферы деятельности, обычно одновременно используют для работы и коммуникаций разные инструменты – к примеру, планируют задачи в Jira, изображения хранят в Dropbox, а общаются в Telegram.
Такая разрозненность может снизить эффективность взаимодействий, а в свете геополитических событий, когда с рынка уходят зарубежные компании, использование сторонних инструментов, которые могут вдруг стать недоступны, может обернуться крахом кропотливо выстроенных процессов.
Если возможность спокойно развивать проект, несмотря на события в мире и прочие внешние факторы, актуальна для вас и вашей команды, рациональным решением может стать аренда облака для бизнеса и настройка собственного рабочего пространства.
К примеру, МТС Workspace позволяет создавать виртуальные рабочие столы для организации удаленной работы, Яндекс 360 – безопасно хранить и обмениваться файлами и т. п., а в Бегете на виртуальном сервере можно настроить собственное окружение с нужными программами, приложениями и сервисами с помощью бесплатного облачного хранилища Nextcloud. Оно позволяет управлять задачами и проектами, хранить и редактировать файлы, работать и общаться в команде, настраивая уровни доступа, – словом, обеспечивает гибкость и контроль над любым рабочим процессом.
Комфортное общение в команде
Какой бы ни была компания, вчера она была создана или 10 лет назад, ключом к эффективности была и будет коммуникация внутри команды.
По статистике, продуктивность команд, которые комфортно общаются на рабочем месте, может увеличиться на 25%, а эффективное общение в коллективе повышает уровень удержания сотрудников в 4,5 раза, тогда как неэффективная коммуникация может снизить доверие к руководству и команде в целом более чем у 40% сотрудников.
Зачастую компании решают вопрос внутреннего взаимодействия с помощью различных мессенджеров, что неудивительно, ведь это быстро, удобно и зачастую бесплатно. Но, как мы уже упоминали выше, многие решения на рынке подвержены внешнему влиянию, используют рекламную модель монетизации или просто не принадлежат до конца владельцам данных.
Одним из решений для любого предприятия в таком случае может стать корпоративный облачный сервис с собственным мессенджером. Например, на виртуальном сервере можно развернуть удобный настраиваемый мессенджер Rocket.Chat или корпоративный чат Zulip – и легко общаться в распределенной или корпоративной среде, сделав коммуникацию внутри отдельной команды или всей компании быстрой и эффективной.
При этом в случае с собственным сервером все данные будут принадлежать вам и вы не будете зависеть от внешних факторов. Внезапное решение иностранной компании покинуть тот или иной рынок будет вам нипочем.
Вариант разворачивания собственного готового корпоративного мессенджера стал особенно актуален для компаний, которые столкнулись с уходом с рынка зарубежных решений – например, ставшего недоступным Slack, который ранее выбирали около 150 тысяч пользователей РФ.
Сегодня любой зарубежный облачный сервис может попасть под санкции, тогда как аренда таких сервисов у отечественных провайдеров, в свою очередь, позволяет бизнесу соблюдать законодательные требования к хранению и обработке персональных данных – ведь, как известно, для выполнения условий, прописанных в ФЗ-152 «О персональных данных» и 21 приказе ФСТЭК, нужно использовать аттестованную инфраструктуру, находящуюся на территории России.
Сбор, обработка и анализ данных
Сегодня, когда управление неструктурированными данными является серьезной проблемой для 95% компаний, на ум всё чаще приходит крылатое выражение «кто владеет информацией, тот правит миром», а сбор и анализ данных становятся всё актуальнее для любого бизнеса.
Но что делать, если данные хранятся разрозненно, и в результате их сложно собирать из разных источников? К тому же их так много, что обработка данных занимает часы, а то и дни?
Облако и здесь может прийти на помощь. В России есть разные облачные сервисы для этой задачи: например, платформа Yandex DataLens позволяет визуализировать данные путем создания интерактивных дашбордов и отчетов, Data Lake от Ростелекома – хранить и обрабатывать данные и использовать их для машинного обучения, а на виртуальном сервере в Бегете можно развернуть уникальную сборку для аналитиков Superset + Airflow, чтобы удобно хранить, визуализировать и обрабатывать любой объем данных без необходимости самостоятельно настраивать и интегрировать ПО.
По прогнозам, объем рынка больших данных в 2024 году достигнет $84 млрд, а к 2025 году объем данных в мире вырастет до более чем 180 зеттабайт, поэтому облачный сервис, который помогает выполнять сложные вычисления и обрабатывать огромные массивы данных за считанные минуты, может стать для аналитиков и всех остальных сотрудников, которые занимаются анализом данных, практически волшебной палочкой.
Итоги
Сегодня облачные сервисы для бизнеса на пике популярности. Ожидается, что к 2028 году использование облачных технологий для большинства компаний в мире станет необходимостью, а к 2030 году мировой рынок виртуальных серверов достигнет 7,8 млрд долл.
Для 82% российских компаний использование облачных сервисов – основной драйвер цифровизации, что неудивительно с учетом преимуществ их использования (гибкость, масштабируемость, производительность, надежность, контролируемость и др.) и возможностей, которые такие сервисы предоставляют (например, развивать проекты, несмотря на уход с рынка иностранных вендоров и мировые события в целом).
Разумеется, приведенный в статье перечень примеров использования облачных сервисов не является исчерпывающим, есть и другие. Например, чего только стоят создание и запуск веб-приложений, построение тестовых площадок и сред разработки, почтовые и игровые серверы, IP-телефония и т. д. – облако для бизнеса позволяет делать буквально всё.
Кейсов использования облачных сервисов на благо бизнеса с каждым днем становится всё больше – компаниям удается расти на 26% быстрее, используя облачные вычисления, поэтому 97% IT-руководителей планируют расширять свои облачные системы.
Надеюсь, эта статья была вам полезна. Желаю стабильного роста вашим проектам.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой