Энциклопедия интернет-маркетинга: санкции поисковых систем за SEO-ссылки
SEOnews запускает новый проект для специалистов и клиентов «Энциклопедия интернет-маркетинга». Каждую неделю редакция будет публиковать обучающие материалы, авторами которых станут специалисты ведущих агентств на рынке. В итоге мы планируем выпустить полное, практически полезное и актуальное электронное руководство, в котором будут подробно рассматриваться следующие темы:
- Поисковые системы. Предназначение, поведение, состав.
- Подбор запросов и расчет стоимости.
- Основные факторы ранжирования. Технические характеристики сайта.
- Поведенческие факторы.
- Текстовая оптимизация сайта.
- Внутренняя ссылочная масса.
- Внешняя ссылочная масса.
- Основные инструменты анализа сайта.
- Инструменты анализа результатов продвижения в сети Интернет.
- Ограничения продвижения.
- Аудит сайта.
- Контекстная реклама
Представляем вам очередной материал нашей энциклопедии — о том, что такое санкции ПС за ссылки и как с ними бороться.
***
Санкции поисковых систем за SEO-ссылки
В данной статье давайте поговорим об одной из самых болезненных тем последних лет. Все понимают, что речь пойдет о санкциях, применяемых к сайтам, которые согласно экспертной оценке представителей поисковых систем используют некорректные методы поискового продвижения.
Чем же можно провиниться перед поисковиками? Самое основное — это SEO-ссылки. Говоря более простым языком — покупные ссылки с сайтов-доноров, передаваемый вес которых очень давно учитывается при ранжировании сайтов в органической выдаче поисковых систем. По сути дела, весь интернет состоит из ссылок, и было вполне логично ввести ссылочный фактор ранжирования. Однако первоначально никто не задумался о качестве ссылок и об их разумном количестве. В итоге в сфере поискового продвижения сайтов начала отлично работать методика, основанная на том, что кто мог позволить себе купить больше ссылок, тот и правил балом SEO. Со временем такой подход перестал устраивать представителей поисковых систем, и они начали пытаться бороться с покупными ссылками. Первые попытки начались еще в 2007–2008 гг., но отменить совсем ссылочный фактор ранжирования у поисковых систем не получилось, поскольку данные меры приводили к явному ухудшению качества органической выдачи. Вспоминать подробности всей истории попыток борьбы с покупными ссылками мы не будем, а перейдем к более конкретным фактам последних трех лет.
Итак, первый серьезный удар нанесла поисковая система Google Россия, начав еще с апреля 2012г. внедрением алгоритма Google Penguin 1.0 и в дальнейшем фактически непрерывно развивая его новыми версиями. Практически год спустя, в марте 2013г., представители данной поисковой системы посчитали эффективность работы «Пингвинов» недостаточной и пошли на еще более серьезные меры в виде ручных санкций. Наверняка, большинство оптимизаторов в своих аккаунтах сервиса Google Webmasters Tools получили письма счастья о том, что в отношении вашего сайта вручную приняты меры по борьбе с веб-спамом. В результате произошла серьезная перетряска поисковой выдачи. Особенно пострадали высокочастотные (ВЧ) запросы достаточно давно продвигаемых сайтов, их позиции просели в среднем на 20–30 позиций. Данное явление вполне объяснимо, поскольку исторически в SEO-сообществе сложился подход к работе над ВЧ-запросами таким образом, что для их продвижения в топ поисковых систем покупались реально большие объемы ссылочной массы, и говорить о 100% качестве всех ссылок априори бессмысленно. Далее все ждали чего-нибудь еще более ужасного от поисковой системы Google Россия, но ее представители оказались благосклонны к оптимизаторам и веб-мастерам, предложив использовать для отклонения ссылок свой новый веб-инструмент под названием Disavow Links. В итоге с помощью итерационного подхода по отклонению ссылок можно было добиться отмены ручных санкций, примененных к вашему сайту. В 2014г. нам удалось вывести из-под санкций данной поисковой системы все свои проекты.
После снятия санкций и отказе от явных спамных ссылок и наращивании действительно качественной ссылочной массы удалось достичь первоначальных результатов и даже их улучшить.
Приведем наглядный пример.
Рис.1. Снятие санкций в поисковой системе Google Россия с провайдера безлимитной связи.
Из приведенного примера отчетливо видно, что после применения санкций органический трафик в поисковой системе Google Россия уменьшился на 60%, что свидетельствует о действительно серьезных последствиях от мер, принятых вручную представителями данной поисковой системы. Далее при итерационном отклонении выявленных спамных внешних ссылок удалось добиться отмены ручных санкций. Итерационное отклонение ссылок заключалось в следующих действиях.
- На усмотрение SEO-специалиста выявлялись явно спамные внешние ссылки и отклонялись с помощью веб-инструмента Disavow Links Google.
- Отправлялась заявка представителям поисковой системы Google с просьбой пересмотреть внешний ссылочный профиль сайта.
- В среднем спустя 2–3 недели приходил ответ о результатах пересмотра внешнего ссылочного профиля сайта.
В случае отрицательного результата и отказа снятия наложенных санкций нужно было возвращаться к п.1 и заново анализировать внешнюю ссылочную массу рассматриваемого сайта на предмет выявления и дальнейшего отклонения спамных ссылок.
После снятия санкций в представленном примере мы пересмотрели работу над внешними факторами ранжирования в пользу наращивания более естественных ссылок без анкоров, содержащих вхождения продвигаемых ключевых запросов. Также активно велись работы по улучшению качества интернет-ресурса с точки зрения внутренней оптимизации. В результате измененная стратегия поискового продвижения принесла свои плоды. После снятия санкций к концу 2013 г. органический трафик в поисковой системе Google Россия увеличился на 52%, а уже к апрелю 2014 г. — на все 152%.
Как только в конце 2013 г. SEO-специалисты более-менее начали осваивать методику вывода своих сайтов из-под санкций поисковой системы Google Россия, так им сразу было преподнесено сенсационное сообщение от представителей поисковой системы Яндекс о полной отмене ссылочного фактора ранжирования в 2014 г. В итоге официальные заявления от Яндекса в марте 2014 г. были скорректированы. Отмена ссылочного фактора была внедрена для коммерческих запросов и определенного спектра тематик сайтов. В итоге какие-либо серьезные пертурбации в органической выдаче поисковой системы Яндекс были замечены для тематик «Недвижимость» и «Банковские и финансовые услуги». И даже для данных категорий сайтов мы бы не стали делать окончательные выводы о том, что достаточно серьезные изменения поисковой выдачи обусловлены исключительно отменой ссылочного фактора ранжирования, поскольку в поисковой системе Яндекс последние года набирают обороты коммерческие и поведенческие факторы ранжирования. Очень вероятно, что именно благодаря данным факторам они решили достаточно кардинально изменить свою поисковую выдачу в вышеприведенных тематиках.
И вот на дворе 2015г. Вроде как все уже успокоились насчет отмены ссылочного фактора ранжирования в поисковой системе Яндекс, но, как оказалось, напрасно. В середине апреля большинство оптимизаторов в своих аккаунтах сервиса Яндекс.Вебмастер получили следующие сообщения
Во избежание ограничений в ранжировании мы настоятельно рекомендуем Вам отказаться от использования SEO-ссылок и других некорректных способов продвижения. Поскольку на снятие ссылок и переобход соответствующих страниц потребуется некоторое время, мы рекомендуем действовать как можно быстрее. По мере переиндексации страниц, на которых размещались ссылки, ссылочный профиль Вашего сайта улучшится, и риск ограничений в ранжировании исчезнет. Данный процесс автоматизирован, и как-либо дополнительно сообщать Яндексу, что Вы произвели соответствующие улучшения, не нужно.
—
Команда Поиска Яндекса
Далее снова все стали думать. насколько реально поисковая система Яндекс будет наказывать за SEO-ссылки, что же действительно считать SEO-ссылками, а может, ничего и не будет, может, представители Яндекса нас решили в очередной раз припугнуть?!
Наверняка, все здравомыслящие оптимизаторы после 15 апреля 2015 г. начали снимать явно спамные внешние ссылки, которые при любом раскладке событий можно классифицировать как SEO-ссылки.
В любом случае до 15 мая 2015 г. все SEO-сообщество находилось в некотором режиме ожидания и смятения.
И вот час X настал. Запущен новый алгоритм ранжирования сайтов «Минусинск». Для многих серьезных и весомых интернет-ресурсов, к сожалению, это оказался не слишком радостным моментом. На этот раз Яндекс начал действительно строго наказывать за SEO-ссылки. Следует отметить, что наказание выглядит весьма суровым. Абсолютно по всем релевантным сайту запросам его позиции снижаются на 15–20 единиц в органической выдаче поисковой системы Яндекс. Самое интересное и, скорее, даже немного странное — это снижение позиций по брендовым запросам, по которым соответствующей интернет-проект годами занимал первые места согласно своей абсолютной релевантности.
Все посмотрели на первые итоги действий «Минусинска» Яндекса — посетовали, поворчали, но надо что-то предпринимать для снятия наложенных санкций. Как говорится, не сидеть же сложив ручки и повесив нос от действий нового алгоритма нашей главной поисковой системы.
Первое, что мы предприняли — это начали вести активную переписку с представителями технической поддержки сервиса Яндекс.Вебмастер на предмет демонстрации примеров явных SEO-ссылок и первостепенной отмены санкций для брендовых запросов, которые никак не могли продвигаться SEO-ссылками в силу естественного ранжирования сайта.
Представители технической поддержки Яндекса сразу согласились, что это некорректное срабатывание алгоритма «Минусинск» и со временем проблема будет устранена. В итоге спустя месяц все брендовые запросы снова заняли заслуженный топ 1 Яндекса.
При активной переписке нам также удалось получить достаточно много примеров SEO-ссылок. Кто-то может быть удивится, но среди этих примеров подавляющее большинство были вечные ссылки с анкором в виде продвигаемого запроса, на которые последние годы многие оптимизаторы делали основную ставку при работе с внешними факторами ранжирования. В итоге и такие ссылки попали в немилость поисковой системы Яндекс.
Благодаря обратной связи от представителей технической поддержки сервиса Яндекс.Вебмастер удалось сформировать алгоритм вывода из-под новоиспеченных санкций алгоритма «Минусинск», который выглядит следующим образом.
- Ликвидируем всю арендную ссылочную массу.
- Стараемся ликвидировать вечные ссылки с анкорами в виде продвигаемых запросов. Данный процесс очень трудоемкий, поскольку вебмастера интернет-площадок доноров с размещенными на ваш сайт вечными ссылками очень неохотно идут на диалог и не торопятся снимать ссылки. Тем не менее ликвидация и такого рода ссылок вполне возможна и нужно работать в данном направлении.
- По мере снятия SEO-ссылок вести регулярно переписку с представителями технической поддержки поисковой системы Яндекс с просьбой предоставления очередных примеров SEO-ссылок, чтобы понимать насколько точно вы смогли идентифицировать спамные внешние ссылки и удалить их из своего профиля внешней ссылочной массы.
Подобный алгоритм действий оптимизатора реально позволяет вывести из-под санкций «Минусинска». Приведем наглядный пример из нашей практики.
Рис.2. Снятие санкций в поисковой системе Яндекс с туроператора по морским круизам
Заключение
Подведем итоги данной статьи.
Наложение санкций на ваш сайт, безусловно, событие крайне неприятное, но не следует окончательно расстраиваться и пытаться поставить крест на своем интернет-ресурсе и SEO-подрядчике, в процессе сотрудничества с которым ваш сайт был понижен в органической выдаче соответствующей поисковой системы.
Советы SEO-специалистам.
- Активнее ведите переписку с представителями поисковых систем о наложенных на ваш сайт санкциях, пытаясь получить максимум исчерпывающей информации о ваших действиях по выводу из-под санкций.
- Осуществляйте мониторинг всех официальных источников информации, в которых представители поисковых систем могут предоставить полезные сведения о снятии санкций от действий новых алгоритмов.
- Своевременно информировать клиента о всех ваших действиях и событиях, связанных с выводом его сайта из-под санкций.
Советы клиентам.
- Не нужно поддаваться панике и пытаться во всем обвинить SEO-специалиста. Ваш сайт продвигается согласно требованиям поисковых систем, и эти требования периодически меняются, причем зачастую противоречивым образом. Предусмотреть все нюансы очень затруднительно, поскольку в поисковом продвижении, помимо вас и SEO-подрядчика, есть третья независимая сторона — поисковая система.
- Регулярно общайтесь с SEO-подрядчиком на предмет его действий по выводу вашего интернет-ресурса из-под санкций поисковых систем.
- Старайтесь оперативно оказывать SEO-специалисту помощь, если в этом есть необходимость. Например, текущий SEO-подрядчик может обнаружить спамные внешние ссылки, к которым он не имеет никакого отношения. В этом случае от вас потребуется помощь в оперативной ликвидации данных ссылок.
Практика последних лет показывает, что после вывода сайтов из-под санкций за внешний ссылочный спам в обязательном порядке изменяется стратегия работ по поисковому продвижению пострадавшего интернет-ресурса. Причем изменяется стратегия реально в лучшую сторону, а именно:
- профиль внешней ссылочной массы становится более качественным и естественным;
- начинается уделяться внимание всем нюансам с точки зрения внутренней оптимизации;
- больше внимания уделяется таким аспектам как дизайн и юзабилити.
В итоге, как бы это странно не звучало, но стоит констатировать тот факт, что санкции поисковых систем дают импульс к дальнейшему развитию и улучшению вашего интернет-ресурса. Получается, что иногда мы сами того не замечая, вместе с вами выходим на новую ступень развития вашего интернет-проекта.
Не нужно панически бояться санкций поисковых систем, поскольку любые трудности можно разрешить и совместными усилиями их гораздо проще преодолеть.
Официальные партнеры проекта:
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой