Аутстаффинг в IT: что это и как устроиться на такую работу
Аутстаффинг становится все более распространенной практикой в IT-сфере, «отжимая» популярность и клиентов у аутсорсинга. По мнению экспертов, в ближайшее время эта тенденция сохранится, и такого рода вакансий будет становиться все больше и больше, а значит, надо приспосабливаться к этому новому дивному миру.
Что представляет из себя аутстаффинг в IT, как устроиться на такую работу, как протекает рабочий процесс и что происходит после завершения проекта, рассказала на онлайн-конференции UX-Марафон #23 | Паттерны дизайн-менеджмента Миша Пименова, руководитель дизайн-лаборатории Mish.
Что такое аутстаффинг и кому это нужно
Если отбросить громоздкие юридические определения, аутстаффинг – это схема трудоустройства, когда вы устраиваетесь в одну компанию, но работу выполняете для другой.
При этом вы, как правило, работаете на территории заказчика и выполняете его задания, но все обязательства по зарплате, оплате больничного, отпуска и т.д. выполняет та компания, в которой вы трудоустроены.
Первый вопрос, который возникает при первом знакомстве аутстаффингом – а кому это вообще нужно?
Представьте, что вы – крупный банк, который решил провести масштабное исследование и проработать несколько гипотез пользовательских сценариев, чтобы затем протестировать их и понять, нужен ли вашим клиентам новый продукт/услуга.
У вас есть своя штатная команда, но эти специалисты погружены в собственные задачи, и просто так взять и перебросить их на новый проект, как правило, нереально. А нанимать отдельную новую команду долго и затратно, а главное – не вполне понятно, чем занять всех этих людей после завершения проекта. Вот тут и приходят на помощь внештатные сотрудники из аутстаффинговой компании.
Как устроиться работать на аутстаффинг
На сегодняшний день редкая крупная компания не прибегает регулярно к услугам аутстаффинга. Новые запросы возникают практически ежедневно, и на рынке наблюдается откровенный дефицит кадров. Правда, джуны на такие позиции требуются редко (хотя бывает и такое). А вот на крепких мидлов, не говоря уже о сеньорах, запрос просто огромный. Поэтому в крупных дизайн-студиях предоставление аутстаффинговых услуг становится все более частой практикой. При этом на работу к клиенту могут направить как штатных сотрудников студии, так и специально нанятых под конкретный проект специалистов.
А теперь попробуем разобраться, как стать таким специалистом, если вы прямо сейчас находитесь в поиске на рынке труда.
Этап 1. Отбор резюме
Итак, вы находите на профильном сайте объявление о поиске дизайнера на проект, к примеру, в некий крупный банк. Как правило, в таком объявлении указывается, что работа предполагается на территории заказчика. Вы отправляете на адрес, указанный в вакансии, свое резюме и ждете ответа.
Как оформить письмо с резюме, чтобы повысить шансы на обратную связь?
- В заголовке письма обязательно укажите ваш профессиональный уровень либо должность, на которую претендуете; фамилия и имя также сильно облегчат поиск вашего отклика среди множества других.
- Обязательный пункт – место проживания и готовность к переезду, поскольку удаленная работа на аутстаффинге далеко не всегда доступна, особенно сейчас, когда со спадом пандемии жизнь возвращается в привычное русло.
- Вне зависимости от того, где размещено ваше портфолио – в Figma, на Behance или на собственном сайте – оно должно быть доступным, лаконичным, с простой и понятной навигацией. Компании-аутстафферы умеют ценить собственное время и время клиента, поэтому кандидаты со слишком большим или неудобным для просмотра портфолио отсеиваются сразу же.
- Резюме, на которое вы ссылаетесь в письме, должно быть предельно кратким и информативным, указывайте только наиболее важные для работодателя моменты в своей карьере. Позднее на основе этих данных аутстаффер подготовит собственный вариант вашего резюме, который и будет направлен компании-клиенту.
- Укажите свои пожелания и зарплатные ожидания – это нужно для упрощения понимания, подходите вы на данную вакансию или нет. Также перечислите свои профессиональные предпочтения, чтобы не оказаться в итоге на абсолютно неинтересном вам проекте.
Как легко заметить, это универсальные требования, но в аутстаффинге они особенно важны и актуальны.
Этап 2. Собеседование с аутстаффером
Если ваше резюме прошло отбор, вам назначают первое собеседование с компанией-аутстаффером. Это первое собеседование обычно очень «лайтовое», его главная цель – проверить дизайнера на адекватность и соответствие заявленным в резюме качествам.
Что нужно учитывать на собеседовании с аутстаффером?
- Учитесь грамотно описывать свои сильные и слабые стороны. Помните, что следующее собеседование будет уже с представителями компании-клиента, где этого вопроса не избежать. Поэтому стоит потренироваться уже сейчас.
- Важно помнить, что ссылки на NDA – еще не повод открывать перед вами любые двери без портфолио. Показывать проекты все равно придется, и рассказывать, что вы делали ранее – тоже. Чтобы обойти эту проблему, есть смысл более подробно разобраться во взаимодействии NDA и авторского права.
- Если у вас есть понимание, в какой сфере вы хотите работать и какими проектами заниматься, лучше обсудить это на первом собеседовании с аутстаффером. Как правило, студия имеет на руках от трех до десяти открытых вакансий от разных компаний. И может получиться так, что по итогам собеседования вам предложат другой, более подходящий вариант, чем вакансия, которая заинтересовала вас изначально.
- Обязательно задайте аутстафферу все интересующие вас вопросы относительно самой компании, трудового договора и зарплаты, а также проекта, на котором вам предстоит работать, и ваших перспектив после его завершения.
Этап 3. Собеседование с компанией-клиентом
Если на этом этапе в студии считают свою задачу выполненной и отправляют вас самостоятельно проходить собеседование в компанию, где вам предстоит работать – это лишний повод задуматься, стоит ли иметь дело с этим аутстаффером. В норме компания-аутстаффер максимально заинтересована в вашем трудоустройстве.
Если аутстаффер уверен, что вы подходите на заявленную вакансию – вас проинструктируют, как избежать ошибок на собеседовании, какие материалы необходимо подготовить, о чем говорить, а о чем лучше промолчать в конкретной компании. Ваша задача на этапе подготовки – уточнить всю необходимую информацию.
Что вы должны знать перед собеседованием
- Куда вы идете и на какие задачи. Если вас подталкивают в спину в стиле «завтра разберемся», «тебе же нужна работа» – ничем хорошим это не закончится.
- Что написано о вас в резюме, которое аутстаффер подготовил для клиента (а там может оказаться достаточно неожиданная для вас информация). Если на собеседовании у клиента вас вдруг спросят про какие-то проекты и заслуги, о которых вы только мельком упомянули аутстафферу – это нормально, но лучше, чтобы вы об этом знали заранее.
- Общаться с представителем компании-заказчика лучше в режиме видеозвонка (это сильно повышает лояльность), а выходить на созвон – с компьютера, чтобы при необходимости иметь возможность продемонстрировать свои проекты или артефакты по ним.
- Самое важное – уверенность, что вы хотите работать на этом проекте, потому что без мотивации ни одно собеседование вы не пройдете.
Этап 4. Тестовое задание
Для представителей компании-аутстаффера этот этап связан с серьезной дилеммой: помогать или не помогать кандидату при выполнении тестового, а если помогать – то до какой степени?
В некоторых компаниях помощь может быть довольно существенной, однако по факту она оборачивается медвежьей услугой, от которой студия потеряет больше, чем выиграет: ведь уже через пару месяцев после выхода на работу реальный уровень специалиста станет очевиден, и в штате у аутстаффера останется слабый дизайнер, которого невозможно куда-то пристроить.
А вот небольшие подсказки: «ребята, вот тут еще раз подумайте, вас с этим точно отправят назад» или «тут нужно расписать поподробнее, это точно спросят» – хорошая практика, распространенная во многих студиях-аутстафферах.
Вы приняты! Что дальше?
Итак, вы прошли собеседование, выполнили тестовое задание – и ура, вас берут! Это отличная новость абсолютно для всех: для аутстаффера, который закрыл вакансию и может получать вознаграждение; для компании-заказчика, которая наконец-то подобрала подходящего специалиста; и для вас, потому что у вас теперь есть отличная работа в крутой компании.
Что будет дальше, как распределяются обязанности между аутстаффером, компанией, в которой вы будете работать над проектом, и вами; что произойдет, когда проект завершится, а также о плюсах, минусах и страшилках аутстаффинга смотрите в докладе Миши Пименовой на платформе UX-Марафон.
Как организовать развитие исследователей и дизайнеров, как устроены стажерские программы в Creative People, каким образом прокачать HR-бренд компании для упрощения найма и координировать работу международной дизайн-команды – смотрите в других докладах онлайн-конференции UX-Марафон #23 | Паттерны дизайн-менеджмента.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой