ASO в деталях, часть 1: Apple
Если вы хотите конкурировать за топовые места в магазинах приложений, но у вас нет внушительных бюджетов или известного бренда, то вы наверняка слышали про App Store Optimization (ASO) – оптимизацию приложений в магазинах. Это направление все еще сравнительно новое, особенно в России. Первая и самая известная книга по теме, The ASO Bible, вышла лишь в 2014 году.
ASO — это целый комплекс мер по оптимизации, который позволяет сделать ваше приложение более заметным, увеличить количество загрузок, повысить лояльность аудитории и ваш доход. Сюда входит составление названия и описания приложения, подбор ключевых слов, изображений, иконки, работа с отзывами и рейтингом и многое другое.
Как и SEO, на разных платформах ASO работает по-разному.
Мы сосредоточимся на основных двух магазинах: в первом материале поговорим об App Store, во втором – о Google Play. Есть и другие каталоги приложений в Китае и Европе, но они не так актуальны для российского рынка, поэтому их мы опустим.
App Store
Конкуренция в магазине приложений Apple довольно жесткая: чтобы попасть в ТОП-10, приложению необходимо иметь более 100 тысяч скачиваний, при этом средняя стоимость одной загрузки – $3-$3.50. Такие бюджеты доступны далеко не всем, особенно когда речь о небольших студиях или вообще одном разработчике.
Грамотный ASO в App Store позволит избежать затрат. В магазине Apple ранжирование устроено довольно просто и зависит в первую очередь от количества скачиваний, но это не значит, что без них пробиться в топ будет невозможно, есть и ряд других факторов.
Ключевые слова
Первый и самый важный — ключевые слова. Для их поиска подходят те же стандартные инструменты, которые используются и в SEO: Google Keyword Planner и Wordstat. Есть специализированные сервисы, такие как Sensor Tower, Mobile Action, App Annie – на них можно переходить, если вы уже знакомы с принципами работы с ключевыми словами и освоились в первых двух инструментах. Общее правило – искать популярные, но низкоконкурентные запросы.
Теперь поговорим о специфике. Apple скупо предоставляет всего 100 символов в соответствующем поле при добавлении приложения, но это не так плохо, как кажется на первый взгляд.
Дмитрий Мартыненко, директор по развитию бизнеса Mint Publishing:
На самом деле лимит составляет не совсем 100 символов, так как есть еще и название приложения, ключи в котором имеют даже больший вес, чем в отведенном для них поле. Поэтому общая рекомендация — ставить высококонкурентные ключи в название. Главное не переспамливать, Apple это очень не любит и вручную проверяет каждый title. В ключевую строку же нужно ставить менее частотные ключи. Важная особенность — положение слова в строке: те ключи, которые вы поставите в начало ключевой строки, будут иметь больший вес, поэтому начинать стоит с наиболее конкурентных слов.
Еще один момент — нужно стараться увеличить «семантический след» ваших ключей. Этого можно добиться за счет комбинации слов. Например, при подборе ключей для дейтинга для рынка США это может выглядеть так: guys, girls, men, women и указания национальности: russian, german, indian и так далее. Таким образом вы получите комбинации всех этих слов, и из 100 символов можно получить 100 словосочетаний.
Последнее – всегда нужно понимать, как продвигать приложение в зависимости от его статуса. Для малоизвестных приложений нужно подбирать низкоконкурентные ключи: лучше быть в ТОП-10 по запросу „знакомства в Омске бесплатно“, чем за пределами первой сотни по запросу „знакомства“. Если вы гигант вроде Tinder, то тут совершенно другая стратегия».
Иконка
Даже если приложение попало в ТОП-10 по вашим ключевым словам, это только половина успеха: вместе с вашим пользователь видит еще 9 приложений, и вам надо выделиться еще на этапе общего списка. Вариантов здесь не так много, и наибольшее значение имеет то, как выглядит ваша иконка. По ней пользователь будет судить о качестве всего вашего приложения. Apple не просто так требует разрешения 1024×1024 — изображение должно быть максимально четким на любом экране. Рекомендаций по оформлению можно найти много: надо избегать текста, мелких деталей, хорошо работают лица. Также можно почитать, что сами Apple пишут об иконках.
Страница
Создав хорошую иконку, вы повысили конверсию, теперь важно оформить саму страницу приложения. В среднем пользователь проводит на ней 5-7 секунд. За это время он успевает посмотреть средний рейтинг, несколько первых скриншотов, первый абзац описания, первые два-три отзыва.
Пройдемся подробнее по каждому пункту.
Средний рейтинг нужно держать на уровне не ниже 3,5, а лучше – 4. Приложения с рейтингом ниже 3 попадают под фильтры и получают низкие позиции в поиске. Если пользователь зайдет на страницу приложения и увидит негатив в отзывах, это серьезно повлияет на конверсию. Верно и обратное: если у вас много позитивных отзывов, конверсия заметно повышается — примерно на 10%.
Отдельно стоит рассказать о том, как собирать отзывы. Существует много статей, рассказывающих, как правильно и ненавязчиво просить поставить оценку, вот одна из них. Возможно, эти варианты вполне рабочие, но Дмитрий Мартыненко придерживается другого мнения:
Это не работает. В таких схемах, где пользователь должен проделать определенные действия, сильно снижается выборка, потому что эти действия делают далеко не все. Вам нужна максимальная выборка и конвертации в отзывы. Нужен красивый и качественный поп-ап с просьбой поставить оценку. Его нужно показывать рано: через 2-3 дня после установки. Если пользователь заходит в приложение в 4-5 раз, высока вероятность того, что оно ему нравится. Нельзя принуждать пользователя к оценке или блокировать уровни, если речь об игре. Это не только раздражает пользователей, но и App Store может выдать вам бан. Тем не менее, поп-ап нужно показывать часто и относиться к нему как к баннеру, но и перегибать не надо – не показывайте поп-ап при каждом запуске. Рано или поздно пользователь согласится. При этом риск нарваться на агрессивных юзеров, раздраженно ставящих одну звезду, очень низкий.
Еще один момент – в App Store после обновления приложения оценки сбрасываются, поэтому для каждой новой версии нужно заново просить поставить звезды.
Скриншоты и видео: если вы собираетесь добавить видео на вашу страницу, самая важная его часть — это стоп-кадр. Если он выбран удачно и видео длится не более 15 секунд, то пользователь его, скорее всего, посмотрит. Другой вопрос — это никак не повлияет на конверсию, а если видео плохо подобрано или слишком длинное — может вообще ее снизить.
Лучше подробнее поговорим о скриншотах. Скриншот – не просто снимок экрана вашего приложения, это промо, своего рода баннер. Люди уже привыкли, что на этих изображениях есть текст, который рассказывает о сути вашего приложения, о том, что оно умеет и почему оно нужно пользователю. Ваше сообщение должно быть четко прописано, не напрягая глаза диким сочетанием цветов, а мозг — сложными предложениями. Пишите просто и понятно на контрастном фоне. Ну и конечно текст должен совпадать с тем, что изображено на скриншоте.
Описание: App Store в кратком описании показывает 5 строчек по 40 символов, делая перенос по словам. За этот небольшой абзац вам надо убедить пользователя, что он нашел то, что искал: расскажите, как ваше приложение поможет ему, какую его задачу решит, от какой боли избавит. Полное описание, раскрывающееся по кнопке More, читают 2-3% людей. Вы можете расписать там все возможности вашего приложения, но основной упор делайте на краткий вариант.
Напоследок стоит сказать, что невозможно предугадать, какое изображение и какой текст понравится вашим пользователям. У каждого дизайнера и разработчика свой вкус, и единственный способ узнать, какой из вариантов дизайна, текста, да и вообще всей вашей страницы будет работать — A/B-тесты. Тестировать нужно в принципе каждый элемент страницы вашего приложения: описания, иконки, скриншоты, название.
В App Store не предусмотрено инструментов для тестирования, есть сторонние сервисы, например, SplitMetrics. Более простой и бесплатный способ — встроенный функционал в Google Play.
Во втором материале мы рассмотрим особенности работы с Google Play и сравним ключевые моменты с App Store.