API: что это, примеры, как начать

Опросы по итогам 2022 года показывают, что 62,6% разработчиков активно используют API при написании кода. К концу 2023 года эта цифра вырастет до 69,2%. На текущем уровне развития приложения стали настолько сложными, что пользоваться помощью сторонних сервисов в некоторых случаях – острая необходимость.

Зачем собирать собственный переводчик с английского, если можно воспользоваться решением от «Яндекса»? Стоит ли проектировать с нуля систему SMS-оповещений, если уже есть SMS API на базе МТС Exolve? Статистика подтверждает, что всё больше программистов склоняются к варианту с Application Programming Interface.

Расскажем, что такое API и зачем нужна эта технология. Найдем примеры успешных API на российском рынке и дадим пошаговую инструкцию, как начать это использовать.

Понятие API

API (Application Programming Interface, программный интерфейс приложения) – система правил, используемых разными приложениями для обмена информацией друг с другом. Условно говоря, это схема, по которой программы общаются. API встречаются повсюду, даже в рядовых ситуациях.

Пример. При оплате покупок в магазине картой платежный терминал отправляет информацию API банка. Система в ответ подтверждает или отклоняет платеж, списывая средства. Если бы API не существовало, отказаться от наличных у нас бы не получилось.

Взаимодействие осуществляется через классы, структуры, функции, методы и другие инструменты. Видов API много, официального деления нет. Мы обсудим основные:

  • Для языков программирования. С помощью Application Programming Interface происходит корректный обмен данными между функциями.
  • Для ОС. Помогает брать информацию из системы хранения и менять настройки операционной системы. Если вы планируете создавать программы под конкретную ОС, необходимо знать ее API.
  • Для веб-сервисов. С помощью набора правил разные сервисы обмениваются сведениями из собственных баз данных, используют вспомогательный интерфейс и т. д. Многие разработчики интернет-ресурсов и порталов оставляют открытый API, чтобы другие могли интегрировать продукты друг с другом.

Чаще всего, когда речь заходит об API, вспоминается как раз последняя разновидность. Действительно, разнообразие программных решений в сфере интернет-сервисов растет постоянно.

7 примеров API на российском рынке

Преимуществами API пользуются не только частные компании, но и государственные структуры. Вот несколько популярных решений от отечественных разработчиков:

  1. «Яндекс Переводчик». Сервис предоставляет доступ к онлайн-системе машинного перевода, знает 90 языков, умеет переводить большие тексты и отдельные слова. 
  2. «Мне нравится» от Mail.ru. API объединяет социальную сеть с сайтом, позволяет отмечать понравившиеся публикации с выводом статистики. Таким интерфейсом пользуются, например, KP.ru и «РИА Новости». 
  3. Карты от 2ГИС. Эта компания предлагает партнерам доступ к базе данных карт для построения маршрутов, внедрения виджетов с отображением адресов филиала или проектирования сложных программ вроде «Навигатора по торговым центрам». 
  4. Логистика от DPD. Из-за интеграции по API можно получать в онлайн-режиме информацию о пунктах выдачи DPD, действующих тарифах, географии и т. д. Также интерфейс используется для ускоренной обработки отправок, отслеживания посылок и печати этикеток. 
  5. Центральный банк. Посредством API Центральный банк передает котировки на заданный день, курсы валют, новости российского рынка и другие полезные данные. Незаменимый функционал для финансовых организаций и информационных ресурсов. 
  6. Superjob.ru. Отечественный сервис поиска работы интегрируется с вашим приложением для отслеживания откликов, создания резюме, просмотра информации о компаниях, учебных заведениях. Подходит для специализированных HR-программ. 
  7. Numbering API от МТС. Выше уже упоминался другой API МТС – SMS API. Numbering API тоже связан с телефонией и направлен в первую очередь на настройку местных, коротких, мобильных, многоканальных номеров для бизнеса. Он входит в функциональность платформы МТС Exolve. 

Свои решения в сфере API есть практически у всех развитых сервисов, крупных и не очень, – VK, Telegram, Text.ru, Ozon и т. д. Поэтому при разработке нового приложения или веб-интерфейса стоит рассмотреть, что предлагает IT-рынок. Это существенно ускорит процесс.

5 шагов к использованию API

Итак, ваша компания разрабатывает собственное приложение или имеет веб-сервис (корпоративный или для клиентов), и появилась необходимость в расширении функционала. Причины этого могут быть разными – от острой нужды в наладке коммуникации между сотрудниками до подключения информационного табло с курсами валют «просто для разнообразия». Есть 5 стандартных шагов на пути к интеграции.

1. Выбор API

В каждой сфере есть как минимум несколько предложений по API. И нужно выбрать наиболее подходящий под ваш проект. Критерии, на которые следует ориентироваться:

  • функционал стороннего приложения; 
  • стоимость; 
  • технические аспекты использования.

Существуют бесплатные API в свободном доступе. Они приносят компании-разработчику дополнительный охват, популяризируют площадку. У большинства зарубежных и российских крупных порталов, видеохостингов, социальных сетей есть открытые API. Но далеко не во всех случаях бесплатный продукт способен закрыть потребности профессионального проекта.

2. Получение ключа

Ключ API – специальный идентификатор, по которому сторонний поставщик софта понимает, что вы действующий клиент и пользуетесь сервисом на законных основаниях. Для получения ключа потребуется как минимум зарегистрироваться в системе. Также идентификатор следует надежно хранить от взлома, иначе повышается риск использования API злоумышленниками от вашего имени.

3. Изучение документации

Каждый API сопровождается набором технической документации от разработчика. Это руководство, в котором описаны пути эффективного использования программного продукта. Во многом популярность API зависит именно от качества документации, ведь если у товара непонятная инструкция, то и пользоваться им будут только энтузиасты.

4. Тестирование API

Пробные опросы системы нужны в процессе изучения технической документации. Как правило, для работы с API не требуются углубленные знания программирования, но их наличие упростит процесс. Запросы не обязательно должны быть связаны с вашим приложением – важно проверить работоспособность системы.

5. Подключение приложения или веб-сервиса

После изучения инструкции и алгоритмов отправки запросов можно синхронизировать свое программное обеспечение с API. Этим занимается программист. Длительность и сложность внедрения зависит от специализации вашего проекта, поставленных руководством задач.

Заключение

API – это правила, по которым программы могут взаимодействовать между собой. Например, именно так на сайтах появляются карты Google или курсы валют от СберБанка. С помощью API вы можете внедрить в сервис интерфейс сторонних разработчиков – проектировать функции с нуля собственными силами не придется. Главные преимущества – высокая скорость разработки и экономия бюджета.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)