Agile в интернет-рекламе. Практика использования
С годами бизнес-процессы развиваются, технологии становятся все сложнее, а клиенты компетентнее, особенно в сфере интернет-рекламы. Важно не отставать от трендов рынка и постоянно оставаться «в игре». Мы этого добиваемся, работая по Agile.
В чем суть?
Agile — это гибкий рабочий процесс, в ходе которого вы отказываетесь от классических долгосрочных планов по развитию и переходите на короткие итерации с возможностью менять вашу стратегию в любой момент.
В случае с digital-маркетингом Agile состоит не только в том, чтобы быть гибким с точки зрения изменения планов и мероприятий. Важнее не останавливаться на одном результате, а постоянно улучшать рекламную кампанию. Рассмотрим простую схему работы, самую распространенную у нас в «Кинетике»:
1. Формулируем гипотезы;
2. Запускаем рекламную кампанию;
3. Анализируем результат и вносим правки.
И так по кругу — каждый цикл по 1–2 недели.
Благодаря agile можно позволить себе экспериментировать, например, протестировать новый медийный формат рекламы в Gmail. И если она не сработает сразу, главное не отбрасывать этот канал, а менять содержимое, тестировать новые идеи, и выходить на уровень нужных показателей. И так с любыми задачами.
По мере набора опыта у команды появляется уверенность, что большинство гипотез отработают так, как и планировалось. Однако, если показатели ухудшились, достаточно просто убрать правку и все вернется на свои места. Хуже не станет. Просто не станет лучше.
Таким образом, отсутствие страха неудачи в результате неверного предположения становится главным фактором развития проекта. Гипотезы действительно могут давать отрицательный эффект, но не стоит этого опасаться, любой результат это всегда +1 в копилку знаний и опыта.
Как понять, что вам нужен Agile?
Жизнь рекламной кампании после достижения результата может идти по двум сценариям. Первый — остановить процессы улучшения, как только достигнуты плановые KPI, отвлекаясь на проект только в моменты его «просадки». Такой подход освобождает для агентств ресурсы на поиск и реализацию новых проектов, но и для рекламодателей — это повод задуматься о стагнации и смене подрядчика. В итоге обе стороны процесса тратят лишнюю энергию на вопросы, не связанные с эффективностью данной конкретной рекламы.
Второй путь — agile, или в нашей парадигме, просто «здравый смысл»: постоянно пытаться улучшить результат. Если у вашей у команды есть желание и мотивация расти, ставить серьезные трудновыполнимые цели, тогда переходите на agile: в этом методе есть ограничения, которые позволяют всем участникам двигаться в одном темпе — это строгий период итерации, постоянное обновление гипотез и оценка результатов через ретроспективы: что получилось, что нет, и, главное, почему.
С чего начать?
Во-первых, сделайте таблицу, в которой вы будете оценивать экономику правок. Она поможет вам разобраться и систематизировать все гипотезы и идеи, которые вы генерируете.
Пример таблицы экономики правок в Кинетике
Так вы увидите стоимость изменений, часы на их внедрение, KPI и эффективность, сможете сделать удобную сортировку и поймете, какая правка с наименьшим временем даст самый большой результат.
Во-вторых, сделайте свои технологические карты (по таким в ресторанах готовят блюда) и записывайте туда все, что можно поменять и чем стоит дополнить рекламные кампании.
Пример технологической карты в Кинетике
В-третьих, зафиксируйте предыдущий опыт, и продолжайте логировать его в будущем. На любое свое действию задавайте вопрос: «Почему?»: почему вы сделали именно такую правку, почему она дала или не дала результат.
Самое главное, постоянно анализируйте отклонения от прогнозов, разбирайте, делайте ретроспективы — тратьте на это время! В будущем это обязательно окупится, а вы научитесь планировать лучше.
Agile в SEO и сплит-тестировании
Agile можно применять не только в рекламе — для SEO это тоже работает, правда, с некоторыми ограничениями. Так как результаты SEO заметны только в апдейте выдачи, у вас не получится получить эффект от правок мгновенно, как, например, в контекстной рекламе. Поэтому и итерации в SEO длиннее, а тестирование не такое чистое.
Например, если вы сделали на сайте 2 правки:
- блоки перелинковки;
- контент в разделе.
Невозможно определить, как каждая из них повлияла на позицию в выдаче. Однако, это больше влияет на скорость принятия решений, чем на качество. Решение проблемы — делать больше правок на одну итерацию, тогда процесс не получится слишком вязким.
KINETICA работает в концепции SEO 3.0, что подразумевает обязательную оптимизацию конверсий, как только на сайт привлечен достаточный трафик. Также как для SEO, при сплит-тестировании мы используем модель оплаты с фингарантиями результата — наши клиенты платят только за улучшение процента конверсий. Например, если показатель электронной конверсии интернет-магазина на старте составляет 1,6%. а мы увеличим его до 1,8%, то в следующий раз клиент заплатит только тогда, когда он станет еще больше, а все промежуточные результаты — это уже не его забота. Обеспечить такие ступени развития можно только при итерационном подходе, и снова на помощь приходит agile.
Минусы работы по Agile
Чистота экспериментов
Поскольку любая кампания динамична, то не всегда понятно почему именно изменился показатель. Есть в этом ваша заслуга или нет?
Длина цикла
Мелкие изменения дают мелкие результаты, а для чистоты эксперимента нужно тестировать не более одного исправления. Например, если длина итерации, позволяющая достичь статистической значимости — две недели, то нельзя сделать достаточно минорных правок для заметных результатов. В этом случае придется уйти в комплексные доработки, и тестировать сразу несколько гипотез, и есть риск не понять, какие именно дали какой результат.
Дальше — труднее
Чем сильнее вы углубляетесь в улучшения, тем больше тратите аналитического ресурса, а профита с результатов получите меньше. Для поиска хороших идей потребуется всё больше времени, и в конце концов затраты на изменения станут выше, чем полученная от прибыль.
Главное — это продукт
За десять лет работы в агентстве я пришел к выводу, что самые лучшие правки, которые можно для повышения продаж, находятся на стороне клиента. Потому что они касаются самого продукта: ассортимент, цена и качество сервиса — три ключевых показателя из-за которых возвращаются покупатели, а маркетинг — это всего лишь надстройка.
Например, если на сайте недостаточно широкий ассортимент, во многих конкурентных тематиках в топы поисковиков попасть невозможно, а значит, нельзя получить органический трафик. И это ограничение никак не обойти. А если ваш сайт хорошо ранжируется, против вас может сыграть цена на товар — сегодня люди привыкли открывать по несколько вкладок, создавая компаниям конкурентное окружение.
Однако, именно agile-подход позволит вам выстроить лестницу к идеальному продукту, а её ступени — постоянные итерации правок сайта и рекламных кампаний. Только когда вы окажетесь в ситуации, что в digital больше нечего улучшать, появится настоящая мотивация улучшать ваше бизнес-предложение.
Есть о чем рассказать? Тогда присылайте свои материалы Марине Ибушевой